«Окно в Европу» 2022: рецензия на фильм «Экспресс» — победителя в основном конкурсе фестиваля

Хулиганская комедия на фоне бескрайних пейзажей Карачаево-Черкесии.

Экспресс (2022)

драма, комедия
Режиссер: Руслан Братов
В главных ролях: Лев Зулкарнаев, Павел Ворожцов, Артур Хатагов, Сергей Гайтеров, Александр Сланов
Премьера: 22 сентября 2022 года.

По итогам 30-го фестиваля «Окно в Европу» главный приз достался дебютному фильму Руслана Братова — истории о беззаботном молодом человеке, который бродит по родной глуши и не унывает. Фильм также получил специальные награды за актерский состав и кинематографию.

На улице кавказского городка встречаются двое: беззаботный молодой человек Саша Сосланов (Лев Зулкарнаев), или просто Сос, и Олег (Павел Ворожцов), человек без цели и денег. Первый предлагает заработать дополнительные деньги — Олегу достаточно оформить клубную карту в букмекерской конторе. Сос платит незнакомцу 300 рублей за услугу и получает возможность попытать счастья в экспресс-ставке на несколько событий. Если он угадает результаты восьми игр, ему удастся сорвать большой куш. Вечер заканчивается пьянкой в общежитии, а на следующее утро Саша обнаруживает, что пропала открытка. Когда предсказания сбываются одно за другим, он отправляется на поиски пластикового талисмана удачи и встречает людей, готовых (по их словам) помочь счастливчику.

Кадр из фильма «Экспресс»

«Экспресс» сильно отличается от других участников фестиваля, крутящих размышления о неблагополучии современного общества или ищущих ответы на вечные экзистенциальные вопросы. Имя режиссера еще никогда не было так созвучно с его творчеством: Братов снимает чисто «патетический», «грубый» и остроумный фильм о простых людях с Кавказа. Среди обилия тяжелых драм этот фильм — как глоток свежего воздуха, где каждый кадр наполнен жизнью, а каждый диалог может вызвать залп смеха.

Лев Зулькарнаев в роли СОСа на кадре из фильма «Экспресс»

Русский юг, который мы привыкли видеть в палитре учеников Сокурова или в прибрежных красках «Чика», здесь предстает в иных тонах. Отчаяние и жестокость сменяются энтузиазмом и беззаботностью, а неизменные горы вокруг добавляют амплитуды комедийному горизонту. И если теплые, песочные цвета фильма Киры Коваленко подчеркивают тяжелый драматизм, то холодные тона «Экспресса», напротив, не выделяют ни одной слезливой сцены.

Руслан Братов на кадре из фильма «Экспресс»

Динамичный сюжет построен на череде шуток — правда, не всегда смешных, но в основном заставляющих задуматься. Справедливости ради следует отметить, что заслуга здесь не столько в сильной драматургии, сколько в харизме персонажей. Создателям фильма удалось собрать почти идеальный актерский состав (не зря фильм получил награду): каждый персонаж безумен, как черт, в хорошем смысле этого слова.

То, что на словах кажется недостаточно серьезным, на экране приобретает идеальную жанровую форму. Даже если временами структура «Экспресса» рассыпается и создается впечатление, что мы имеем дело со сборником зарисовок, а не со сборником этюдов, дебют Братова выполняет важную функцию — он убивает любую скуку и заставляет поверить, что Россия — это не только для грустных.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости кино и кинотеатров на  одном сайте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: