Он умер не от любви, а от запора и таблеток: Рецензия на фильм «Элвис»

Баз Лурманн распускает волосы в байопике о жизни короля рок-н-ролла Элвиса Пресли

Элвис (2022).
Элвис
биографический, драма, музыка
Режиссер: Баз Лурманн
В главных ролях: Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия ДеДжонг, Ричард Роксбург, Коди Смит-МакФи
Премьера: 14 июля 2022 года.

Дряхлый старик с катетером в руке прогуливается по воображаемому казино и бормочет, что сейчас расскажет историю гения, которому он поклонялся. Его окружает нарисованный на компьютере зал казино и игровые автоматы, где джекпот, вместо классических 777, обозначен фигурой Элвиса Пресли (Остин Батлер). Старика зовут Том Паркер (Том Хэнкс), и он был главным продюсером и эксплуататором короля рок-н-ролла.

Биография Пресли обширна: из нее можно сделать драму о культурном присвоении, рабских контрактах знаменитостей или одиночестве великого и слабого человека. В фильме «Элвис» режиссер не может решить, какую историю он хочет рассказать; сюжеты перебивают друг друга, не давая развития ни одному.

Он умер не от любви, а от запора и таблеток: рецензия на фильм Элвис

С самого начала выбран неверный режиссерский ракурс: фильм открывается тем, что герой Хэнкса комментирует жизнь Элвиса Пресли. Судя по всему, байопик будет посвящен рабскому контракту и жестокому продюсеру, который «запер» певца в Лас-Вегасе в конце его карьеры. Тема капиталистического «рабства» в шоу-бизнесе тем более актуальна, что в наше время уход поп-звезды в казино следует за приговором (ситуации с Кэти Перри, Дженнифер Лопес, Селин Дион и Бритни Спирс), а исполнители зачастую бессильны против звукозаписывающих лейблов и редко вступают с ними в конфликт (случаи с Меган Ти Сталлион и Тейлор Свифт). «Элвис» мог бы стать картиной о проблемах музыкальной индустрии, но персонаж Хэнкса не является главным действующим лицом; в центре внимания режиссера — сам Элвис Пресли.

Он умер не от любви, а от запора и таблеток: рецензия на фильм Элвис

Баз Лурманн пытается изобразить трагическую судьбу певицы, но его выбор ракурса широк. Элвис вырос в южных городах Тьюпело и Мемфис с их смешанным населением, был вдохновлен своей сестрой Розеттой Тарп, соул, блюз, очень увлекался церковной музыкой (госпел и спиричуэлс), дружил с Би Би Кингом и был знаком с Литтл Ричардом. До сих пор спорят, присвоил ли Пресли «черную» музыку или нет, но его связь с ней очевидна, о чем он говорил в интервью. В фильме не решены вопросы заимствования и отношения Элвиса к «черной» культуре: был ли он союзником (английский термин ally) или нет, ведь ему случалось снова петь «черные» хиты, например, песню Ллойда Прайса Lawdy Miss Clawdy. Баз Лурманн снял художественный, а не документальный фильм, поэтому у него была свобода художественной интерпретации, но он предпочел обобщить. В фильме Лурманна Элвис осознает расизм американского общества и на концерте перед «белой» публикой и официальными лицами специально исполняет свои хиты в «черной» манере, но не обращает внимания на бьющихся афроамериканцев в толпе слушателей. Певица могла бы как-то прокомментировать это, но не сделала этого.

Он умер не от любви, а от запора и таблеток: рецензия на Элвиса

Личная история Элвиса Пресли также была бурной: он родился в очень бедной семье и воспитывался матерью из рабочего класса, пока его отец находился в тюрьме. Только Баз Лурманн не умеет работать в жанре психологической драмы и не способен вышивать мелкими стежками линии человеческих отношений, потому что привык к якорным стежкам. Каждый раз, когда повествование останавливается на личной драме Пресли, все события кажутся лишними и надуманными по сравнению с концертами Элвиса и его спорами с продюсером. Как только музыка стихает и камера останавливается на лицах актеров, посредственность База Лурманна сияет во всей красе: диалог лишен логики, а исполнитель главной роли Остин Батлер едва выговаривает слова, пытаясь имитировать южный акцент суперзвезды. Элвис Пресли в начале своей карьеры говорил, что семья для него важнее всего — Лурманн здесь лишний.

Баз Лурманн — непоследовательный писатель, его стиль балансирует между лагерем («Ромео + Джульетта») и китчем («Великий Гэтсби»). В «Элвисе» он опускается до вульгарности, теряя чувство вкуса. Вкус — это согласованность эстетики, которая прослеживается даже в вульгарных блокбастерах Майкла Бэя (франшиза «Трансформеры») или небольших драмах Софии Копполы («Где-то»).

Его «Элвис» — это экранное зрелище, с драматургией, актерской игрой, режиссурой и фирменными приемами автора. В «Великом Гэтсби» его хвалили за органичное использование песен Ланы Дель Рей и Ферги, а в «Элвисе» он использует рэп, который меркнет по сравнению с оригинальной классической музыкой Пресли. База Лурманна хвалят за бешеный монтаж, но байопик получился хуже, чем «Богемская рапсодия» (2018, реж. Брайан Сингер, Декстер Флетчер). Это заметно в сложной сцене становления таланта певицы, когда третья часть резко обрывается на двух параллельных монтажных историях. Сначала мы видим, как Элвис готовится к важному выступлению и посещает афроамериканскую церковь, а затем темп сбивается, поскольку происходит резкий переход с записью его первого хита. Из этого сложного эпизода Лурманн мог бы сделать вывод, что Элвис перенес энергию культа в свою музыку, но этот вывод отсутствует, как и все остальные. Такое ощущение, что режиссер боялся как-либо интерпретировать жизнь Элвиса Пресли, поэтому не мог ничего сказать и сделал панегирик о человеке, который потерял контроль над своей судьбой. В финале Баз Лурманн опускается до крайней вульгарности, показывая угасающую звезду и утверждая, что певицу убила любовь. В фильме его могли убить неуверенность, одиночество, таблетки или жестокость его продюсера, но Лурманн выбрал банальность. Посредственность его работы подчеркивают финальные кадры хроники выступлений Элвиса Пресли, где он жив и прекрасен даже в своем худшем виде, а не искусственно снят на зеленом экране.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости кино и кинотеатров на  одном сайте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: