В подборку вошли как прославленные картины, так и малоизвестные.
В наше время укрепилось убеждение, что психически здоровых людей нет, поскольку у каждого есть те или иные девиации. Открытия Зигмунда Фрейда и других исследователей привели человека к осознанию, что он не только не является мерой всех вещей, но также не может считаться полноправным хозяином собственного ума и поведения. Устройство психики — великая загадка, подступиться к которой пробуют и кинематографисты.
Психо (1960)
Этот бессмертный фильм Альфреда Хичкока начинается с того, что секретарша Мэрион Крэйн (Джанет Ли) крадет из рабочего офиса крупную сумму денег, чтобы затем сбежать вместе со своим любовником. Однако на деле главным действующим лицом становится не она, а тихий парень Норман Бейтс (Энтони Перкинс), проживающий в особняке за городом и владеющий мотелем, где останавливается Мэрион.
Норман Бейтс стал хрестоматийным примером киноперсонажа с раздвоением личности, которое развилось на почве неразрешенного эдипова комплекса и отсутствия отцовской фигуры. Неоднозначные отношения с матерью толкают Нормана на ее убийство, после чего он пытается восполнить эту потерю. Как и вышедшее двумя годами ранее «Головокружение», «Психо» по сей день остается популярным материалом для анализа и интерпретаций, не говоря уже о творческих достоинствах этой знаковой для истории кино картины.
В моей коже (2002)
Французская хоррор-драма, которую по собственному сценарию и с собой в главной роли поставила Марина де Ван. Она сыграла стремящуюся реализовать себя на карьерном поприще девушку Эстер, которая также налаживает личную жизнь, собираясь съехаться со своим парнем. Отправной точкой сюжета становится на первый взгляд непримечательное событие: во время вечеринки Эстер вышла погулять в сад и серьезно поранила ногу. В дальнейшем девушка начинает терять связь с собственным телом, что приводит к страшным последствиям.
Это крайне натуралистичный фильм, который залезает под кожу как фигурально, так и буквально. Глубокий порез запускает в Эстер всепоглощающую тревогу, которую ей удается умерить лишь путем членовредительства. Психоз главной героини развязывается и заводит ее в ужасный тупик.
Меланхолия (2011)
Скандальный датский режиссер Ларс фон Триер, страдающий от целого букета расстройств и фобий, в 2009 году представил фильм «Антихрист», который стал первой частью его так называемой «трилогии депрессии». Срединной же створкой этого триптиха является эстетская картина о конце света «Меланхолия».
Первая половина фильма посвящена свадьбе Жюстин (Кирстен Данст), которая предчувствует неотвратимую глобальную катастрофу и впадает в тяжелую депрессию. Во второй половине акцент смещается на антипода Жюстин в лице ее сестры Клэр (Шарлотта Генсбур). Вместе героини готовятся к столкновению Земли с приближающейся планетой-убийцей Меланхолией. При этом чем ближе смертоносное небесное тело, тем лучше себя чувствует Жюстин. Ее депрессия, проистекающая из фундаментального отрыва от несостоятельных матери и отца, приобретает в фильме вселенский масштаб. Это оборачивается конечным отсутствием надежды и тотальной деструктивностью.
Подглядывающий (1960)
Этот вышедший в один год с «Психо» фильм Майкла Пауэлла считается предтечей такого поджанра, как слэшер, хотя эффектные убийства здесь — вовсе не главное. Действие разворачивается в Лондоне. В центре сюжета — застенчивый молодой человек Марк Льюис (Карлхайнц Бём), работающий на киностудии, а также подпольно производящий порнографические фото. Во вступительной сцене он снимает на камеру проститутку, а затем убивает ее. По ходу развития событий выясняется, что Марк совершает убийства с целью снять документальное кино, запечатлев на пленку ужас, который испытывают жертвы перед своей насильственной кончиной.
Вместе с тем раскрывается предыстория Марка. В детстве он стал подопытным кроликом своего отца-ученого, который занимался изучением страха у детей. Покойный отец подвергал маленького Марка разным пугающим раздражителям и записывал его реакцию на пленку. Задокументирован был даже момент, когда мальчик оказался у смертного одра своей матери. Эти детские переживания подорвали психику Марка. Побывав объектом бихевиористких экспериментов отца, он стал одержим тем, чтобы занять противоположную позицию и самим стать взглядом, смотрящим на страх извне.
Что-то не так с Кевином (2010)
Драматический триллер Линн Рэмси с Тильдой Суинтон и Эзрой Миллером в главных ролях. Фильм повествует о женщине по имени Ева, которая некогда была преуспевающей писательницей, а теперь живет в захудалом домишке, расположенном рядом с тюрьмой, где отбывает наказание ее сын Кевин. В формате флешбэков показаны попытки Евы через воспоминания разобраться в том, что же пошло не так. Дело в том, что в преддверии своего 16-летия Кевин застрелил из лука своего отца и младшую сестру, а затем устроил спланированную заранее бойню в своей школе.
Ни зритель, ни Ева не получают внятного ответа на главный вопрос, в чем же подлинная причина страшного поступка Кевина. Очевидно, не знает этого и сам Кевин. Мальчик с младенчества был беспокойным, а когда подрос, проявлял непослушание и был необщительным. Особенности его поведения указывают на то, что у него диссоциативное расстройство личности. Кевин страдает из-за необъяснимого отрыва от матери, но пытается наладить с ней хоть какую-то связь, разыграв перед ней смертоносный спектакль.
Шоковый коридор (1963)
Признанная картина Сэмюэла Фуллера, который считается предвестником Нового Голливуда. По сюжету амбициозный журналист Джон Барретт (Питер Брек) притворяется душевнобольным, чтобы под видом пациента проникнуть в психиатрическую лечебницу, где произошло загадочное убийство. Протагонист рассчитывает раскрыть личность преступника, получив нужную информацию от невменяемых, которые стали свидетелями произошедшего. Любящая жена Барретта (Констанс Тауэрс) против этой рискованной затеи, но он убеждает ее ему подыграть. Чтобы сойти за сумасшедшего, Барретт придумывает хитроумный план и даже проходит специальный тренинг под руководством своего приятеля-психиатра — на это с висящих на стене портретов взирают Фрейд и Юнг.
Такая завязка завлекает детективной интригой, которая тем более интересна, что в дело вовлечены психически нездоровые люди. Однако, чем ближе к финалу, тем менее важным становится личность убийцы. В ходе своего расследования Барретт переговаривает с тремя свидетелями. Первый — свихнувшийся ветеран Корейской войны. Второй — пострадавший от травли на почве расизма чернокожий парень, теперь считающий себя членом Ку-клукс-клана. Третий — впавший в детство физик, работавший над созданием атомной бомбы. Через этих персонажей тщеславный, но жаждущий правды Барретт сталкивается с главными язвами на теле американской истории. Возможно ли остаться в своем уме после такого?
Игры разума (2001)
Расщепление личности — весьма популярный сюжет в кино XXI века. Кроме оскароносных «Игр разума» Рона Ховарда, в этой связи сходу можно вспомнить «Бойцовский клуб» (1999), «Остров проклятых» (2009), «Грязь» (2013), «Сплит» (2017) и мини-сериал «Переполненная комната» (2023).
«Игры разума» основаны на биографии выдающегося американского математика Джона Форбса Нэша, который большую часть жизни боролся с параноидальной шизофренией. Он слышал голоса и принимал ложные убеждения, тогда как в фильме ключевую роль играют визуальные галлюцинации. Сначала зритель смотрит на события с точки зрения Нэша (Рассел Кроу) и верит происходящему. Затем следует изящно изображенный перелом, когда псевдореальность, порожденная больным воображением главного героя, терпит крах. Шпионский нуар превращается в драму о борьбе Нэша и его жены (Дженнифер Коннелли) с тяжелым психическим недугом.
Отвращение (1965)
Хоррор-триллер Романа Поланского во главе с Катрин Денев. Актриса воплотила замкнутую девушку Кэрол, которая питает предельную неприязнь к мужчинам. Поцелуй ухаживающего за ней парня и присутствие рядом жениха ее сестры Элен внушает Кэрол немую тревогу и приступы брезгливости. Когда же Элен и ее возлюбленный уезжают на каникулы и оставляют Кэрол в квартире одну, расстройство главной героини захватывает ее без остатка, проявляясь в виде угрожающих видений.
Как нетрудно догадаться по ходу просмотра, в прошлом Кэрол стала жертвой сексуального насилия, что обернулось для нее глубочайшей травмой. Сила воздействия «Отвращения» кроется не в сюжете, который довольно прост, а в мощной образности, передающей нарастающий психический коллапс Кэрол. Зритель получает возможность проникнуть в воспаленное мировосприятие девушки, посмотрев на происходящее ее глазами. А тушка освежеванного протухшего кролика, возможно, стала прототипом гротескного дитя из «Головы-ластика» Дэвида Линча.
Незнакомец во мне (2008)
Немецкая драма, поставленная Эмили Атеф. Главной героиней выступает девушка по имени Ребекка (Сюзанна Вольф), которая вместе со своим возлюбленным Джулианом (Йохан фон Бюлов) решает завести ребенка. Пара преисполнена радости и предвкушает появление малыша. У Ребекки рождается здоровый мальчик, но она осознает, что не питает к ребенку никаких чувств. Страшась этого, Ребекка пытается скрывать свое состояние от Джулиана и окружающих, но это лишь усугубляет ситуацию.
Этот фильм с до жути говорящим названием снят в реалистичном ключе, напоминая документальное кино. Такое явление, как послеродовая депрессия, не хочется признавать, поскольку вера в безусловную материнскую любовь кажется незыблемой. Однако реальность может быть далека от традиционных представлений о том, как «должно быть». Атеф призывает не избегать этой проблемы, а повернуться к ней лицом, чтобы попробовать найти решение.
Прерванная жизнь (1999)
Ранний фильм Джеймса Мэнголда, который ныне более известен как постановщик голливудских блокбастеров («Логан», «Ford против Ferrari»). «Прерванная жизнь» — камерная история по мотивам мемуаров Сюзанны Кейсен. 18-летняя Сюзанна в исполнении Вайноны Райдер попадает в психиатрическое учреждение после неудавшейся попытки самоубийства. Там она знакомится с несколькими другими девушками, страдающими от разных расстройств. Ближайшей подругой Сюзанны становится харизматичная социопатка Лиса (Анджелина Джоли).
Попав под влияние язвительной и резкой Лисы, Сюзанна погружается в отрицание своих проблем, однако эта игра заходит слишком далеко, после чего героиня Райдер переосмысляет свое состояние и окружающий мир. Третий и заключительный акт картины начинается с шокирующего и трагичного события, но еще до этого происходит важная сцена, когда Сюзанна беседует с главврачом Соней Уик (Ванесса Редгрейв). Психотерапевт умело и ненавязчиво ведет беседу с бунтующей Сюзанной, ничего ей не внушая и лишь обращая внимание на ее же слова. Позже Сюзанна вернется к обуревающей ее «амбивалентности» и через освобожденную речь ступит на путь преодоления пограничного расстройства личности.
Елена Королева Теги: Подборка Что посмотреть Психо В моей коже Меланхолия Подглядывающий Что-то не так с Кевином Игры разума Отвращение Незнакомец во мне Прерванная жизнь