От «Бунтаря без причины» до «Отрочества».
Извечная тема инициации и достижения зрелости в художественной литературе получила наиболее основательное выражение в романах воспитания, расцвет которых пришелся на XVIII и XIX века. В кинематографе этот сюжет отличается еще большим разнообразием, воплощаясь в совершенно разных жанрах. Исчерпывающий список достойных внимания картин мог бы включать около сотни наименований, но остановимся лишь на десяти.
Бунтарь без причины (1955)
Классическая драма Николаса Рэя, ставшая одним из первых фильмов, в котором проблема трудных подростков исследуется с точки зрения самого юного поколения. В центре сюжета — Джим (Джеймс Дин), Джуди (Натали Вуд) и Платон (Сэл Минео), трое несовершеннолетних ребят, которых судьба сводит вместе в полицейском участке, где они оказались из-за разных проступков. Каждый из них чувствует себя не в своей тарелке, по той или иной причине пребывает в разладе с родителями и жаждет вырваться из этой тесноты. Это выливается в вызывающее поведение и ставший знаменитым крик отчаяния, который во вступительной сцене звучит из уст Джима: «Вы разрываете меня на части!»
Спустя почти семьдесят лет после релиза «Бунтарь без причины» не лишился живого надрыва в изображении потерянных подростков, обретающих себя ценой столкновения с абсурдно-трагической стороной жизни. Бессмертную славу этой картине также обеспечил Джеймс Дин и его харизматичный персонаж, одетый в ярко-красную куртку. 24-летний актер погиб за месяц до премьеры фильма.
Клуб «Завтрак» (1985)
Говоря о кино на тему взросления, нельзя не вспомнить о творчестве режиссера и сценариста Джона Хьюза. В 80-е и 90-е годы он заслужил репутацию мастера кино о детях и подростках, приняв участие в создании таких известных фильмов, как «Выходной день Ферриса Бьюллера», «Один дома», «Кудряшка Сью» и многих других. «Клуб “Завтрак”» считается эталонным произведением Хьюза. Эта камерная картина повествует о группе разношерстных подростков, которые в выходной день приходят утром в школу, чтобы отбыть наказание, написав сочинение на тему «Кем вы себя считаете». Оставшись без учителя, главные герои постепенно сближаются и откровенно рассказывают о том, что их гложет и беспокоит, находя столь важное взаимопонимание. Это позволяет им заново открыть себя и иначе увидеть друг друга.
Американские граффити (1973)
Отрочество (2014)
В 1993 году Ричард Линклейтер выпустил фильм «Под кайфом и в смятении», который можно назвать хардкорной вариацией «Американских граффити», а в 2002 году приступил к съемкам «Отрочества», посвященного взрослению обыкновенного парня по имени Мейсон (Эллар Колтрейн). При этом возрастная трансформация героя и других персонажей происходит без смены актеров и применения грима: Линклейтер снимал по несколько сцен в год на протяжении одиннадцати лет, то и дело переписывая сценарий. На наших глазах Мейсон из шестилетнего мальчика превращается в зрелого юношу, поступающего в колледж. Он переживает развод родителей, треволнения пубертата и первые романтические отношения. «Отрочество» — уникальный фильм, воистину представляющий собой образец «запечатленного времени».
Карнавал (1981)
Советское кино подарило минимум две выдающиеся картины о взрослении. Прежде всего вспоминается горько-меланхоличный «Курьер» (1986) Карена Шахназарова, но еще несколько ранее вышел «Карнавал» Татьяны Лиозновой с Ириной Муравьевой в главной роли. Актриса сыграла провинциальную девушку Нину, которая грезит о карьере артистки. Прибыв ради этого в Москву, героиня переживает череду болезненных неудач практически во всем: поступить в театральное училище не удается, отец отстраняется, а возлюбленный оказывается подлецом. Невзирая на это, Нина не теряет достоинства, хотя в итоге вынуждена признать, что ее способности и возможности не соответствуют ее амбициям. К финалу этой щемящей истории протагонистка вызывает вовсе не жалость, а глубокое уважение и сочувствие.
Четыреста ударов (1959)
Еще один классический фильм о взрослении, ставший одним из плодов революционной для истории кино французской новой волны. Режиссер и сценарист Франсуа Трюффо взял за основу личный опыт, а также избрал на главную роль 14-летнего Жан-Пьера Лео, в котором буквально узнал самого себя. Это картина о проблемном подростке Антуане Дуанеле, который то и дело попадает в неприятности. Самое обидное, что далеко не всегда мальчик так уж виноват и заслуживает сурового обращения, но без внимания и понимания со стороны матери, учителей и отчима мелкие шалости Антуана превращаются в наказуемые законом проступки. В знаменитом финальном стоп-кадре отвергнутый миром мальчик растерянно смотрит на зрителя, будто вопрошая: «Почему так?» Впрочем, любители хэппи-эндов могут быть спокойны, потому дальнейшая жизнь Антуана сложилась неплохо. После «Четырехсот ударов» Трюффо снял еще ряд фильмов о своем альтер эго, тем самым отчасти предвосхитив «Отрочество» Линклейтера.
Оборотень (2000)
Малоизвестный мистический хоррор, снятый канадцем Джоном Фоусетом. Главные героини — слывущие в своей школе белыми воронами сестры Джинджер (Кэтрин Изабель) и Бриджит (Эмили Перкинс), увлеченные эстетикой смерти. Так, вступительные титры сопровождаются серией художественных фотографий, на которых окровавленная Джинджер изображена погибшей при разных обстоятельствах. Отправной точкой сюжета становится ночная вылазка главных героинь, в ходе которой Джинджер кусает вервольф. После этого с девушкой начинают происходить разительные перемены, включающие агрессию, обильные месячные и пробуждение необузданной сексуальности.
В превращении Джинджер легко угадывается метафора девичьих возрастных перемен, когда тело начинает меняться чуть ли не на глазах и поражает своей неподконтрольностью. В этом плане «Оборотень» кажется более изящным и стильным фильмом, чем «Сырое» Жюлии Дюкурно, где реализована подобная задумка. Также очень интересна многозначность оригинального названия фильма: Ginger Snaps можно перевести как «Джинджер щелкает зубами/буйствует/рвет и мечет/переживает перепады настроения». Кроме того, глагол to snap имеет значение «делать фото».
Последний киносеанс (1971)
Признанный шедевр Питера Богдановича, который он выпустил в возрасте 32 лет. Действие разворачивается в 1951-1952 годах в умирающем и погруженном в летаргию городке на севере штата Техас, где от скуки томится группа старших школьников, готовящихся вступить во взрослую жизнь. Это меланхоличный фильм о молодежи, которая познает сексуальность, ссорится и мирится, а также сталкивается с неотвратимостью перемен, которые не сулят ничего хорошего. Название картины восходит к одной из последних сцен, в которой друзья Сонни (Тимоти Боттомс) и Дуэйн (Джефф Бриджес), ранее подравшиеся из-за девушки Джейси (Сибилл Шепард), идут в местный кинотеатр, закрывающийся в этот же день. После Сонни прощается с Дуйэном, который должен отправиться на Корейскую войну. Джейси же поступила в колледж и уехала в Даллас. Пути ребят расходятся, тогда как по опустевшим улицам городка ветер гонит опавшую листву.
Останься со мной (1986)
Экранизация рассказа Стивена Кинга «Тело» о четверых мальчишках из крошечного городка, которые, желая прославиться, отправляются к трупу сбитого поездом ровесника. В ходе этой одиссеи герои переживают несколько испытаний, но самым главным и преобразующим опытом становится столкновение с реальностью смерти. В пути, пока их друзья рассуждают, кто победит в схватке Майти Мауса и Супермена, Горди (Уил Уитон) и Крис (Ривер Феникс) делятся своими самыми сокровенными страхами и не стесняются поплакать на плече друг друга. В кульминационной сцене дружеская поддержка дарит мальчикам мужество довести свое дело до конца. Домой они возвращаются уже совершенно другими.
И твою маму тоже (2001)
Перед тем как снять «Гарри Поттера и узника Азкабана», уже обосновавшийся в Голливуде мексиканский режиссер Альфонсо Куарон решил вернуться в родную страну и реализовать проект, который он задумал еще до поступления в киношколу. В результате получилось эротическое роуд-муви, в котором сыграли молодые Гаэль Гарсиа Берналь, Диего Луна и Марибель Верду. Два неразлучных друга Хулио и Тенок, чьи подружки улетели на лето за границу, флиртуют с девушкой постарше, зазывая ее поехать втроем на райский пляж. Неожиданно для парней героиня Верду соглашается, хотя скрывает, что переживает огромный стресс в связи с изменой мужа и смертельным диагнозом. В ходе это путешествия пытающиеся быть мачо Хулио и Тенок доходят до предела своих явных и скрытых желаний, но осознают, что не готовы к их осуществлению. «И твою маму тоже» — трогательный фильм, в котором контрапунктивно сходятся безоглядность юношеских влечений, предсмертное наслаждение жизнью и комментарий о социокультурных реалиях Мексики.
Елена Королева Теги: Подборка Что посмотреть Бунтарь без причины Клуб «Завтрак» Американские граффити Отрочество Карнавал Четыреста ударов Оборотень Последний киносеанс Останься со мной И твою маму тоже