Полное руководство по кошмарам тела в кино.
Один из самых откровенных и шокирующих жанров, боди-хоррор вращается вокруг научных экспериментов, опасного воздействия технологий или неконтролируемой трансформации человеческого тела, вызванной травмирующими психологическими переживаниями. О причудливых и ужасающих трансформациях в кино говорили еще в 1930-х годах, задолго до появления фильмов о короле боди-хоррора Дэвиде Кроненберге. Разговоры о плоти в ужасе часто являются отражением эпохи и общих фобий общества, а также метафорическим антропоморфизмом человеческого бессознательного. Боди-хоррор бывает разных стилей, от научной фантастики до кровавой драмы для взрослых. Рассказываем, какие метаморфозы — самое отвратительное и в то же время самое странное направление в фильме ужасов.
Литературные истоки боди-хоррора
Первые плоды оборотничества появились в 19 веке, когда стали популярными готические сказки и романы, а их авторы все больше уходили от историй о привидениях, сосредоточившись на ужасающих трансформациях человеческого тела. Первым произведением жанра боди-хоррор считается роман Мэри Шелли «Франкенштейн или современный Прометей», послуживший источником вдохновения для будущих произведений, посвященных реинкарнации в ходе научных экспериментов. Готическая работа 1818 года изображает чудовище, созданное Виктором Франкенштейном. Безумный ученый в своих экспериментах с неживой материей способен создать существо со сверхъестественной силой и невероятной выносливостью. Чудовище Франкенштейна с его отвратительной внешностью и неконтролируемой жестокостью стало архетипом плодов будущих научных экспериментов — как в литературе, так и в кино.
Франкенштейн
Следующей записью, посвященной телесному ужасу, стал «Дракула» Брэма Стокера, в котором человек странным образом побеждает смерть. В готическом романе 1897 года автор не только описал ночную жизнь кровожадного графа, но и описал процесс превращения в вампира недавно умершей девушки Люси. Превращение в монстра высвобождает ранее подавленную сексуальность героини и теперь она испытывает неконтролируемое желание. Вампир, как и воскрешение во «Франкенштейне», был одной из первых тем боди-хоррора и позже использовался в фильме как метафора первого сексуального опыта и освобождения.
Дракула
После Дракулы Кафка также сосредоточился на превращении человека в другое существо в «Метаморфозе», когда Грегор Замза за ночь превратился в жука, и описал, каково это — оказаться в новом теле. Позже мы можем наблюдать более плавный переход от человека к насекомому в фильме ужасов 1958 года «Муха.
В 1922 году Говард Филлипс Лавкрафт, мастер американского хоррора и мистики, также войдет в состав Body Horror Direction — когда будет опубликован его рассказ «Герберт Уэст — перерожденный». Ценность этой работы в том, что она дает миру типичный образ зомби, который мы увидим в «Ночи живых мертвецов» Ромеро. Эксперименты безумного ученого с «воскрешением» путем введения наркотиков в человеческие трупы с помощью реагентов приводят к «рождению» антропоморфных гуманоидов, которые разрывают своих жертв на части и питаются ими. Внимание Лавкрафта к подробным описаниям повадок и физических характеристик монстров Герберта Уэста внесло свой вклад в литературную историю боди-хоррора и послужило источником вдохновения для кинематографистов. В 1985 году на экраны выйдет фильм по этой истории под названием «Реаниматор».
Воскресший
Зарождение телесного ужаса в кинематографе
Хотя концепция телесного ужаса появилась только в 1983 году, благодаря научному эссе австралийского режиссера Филипа Брофи, некоторые исследователи кино говорят, что адаптация Франкенштейна Universal Studios 1931 года была снята Ирвином С. Йевортом-младшим и Расселом С. Даутен-младший. Одним из знаковых фильмов стал «Капля», позже процитированный более успешными представителями жанра. В фильме рассказывается о таинственном желеобразном веществе, которое падает на Землю вместе с метеоритом. Эта паразитическая инопланетная слизь начинает поедать всех, за кого может уцепиться, и продолжает расти. Естественно, «Капля» опирается на отвратительность тела и отталкивает ее подробными сценами «растворения» и превращения человеческого тела в неосязаемую субстанцию по мере того, как космические существа поедают их плоть. В 1958 году также был выпущен фильм Курта Ноймана «Муха», римейк которого был выпущен в 1986 году Дэвидом Кроненбергом. Этот фильм ужасов рассказывает о страшном превращении ученого в насекомое после неудачного эксперимента.
капля
В 1960 году один из самых душераздирающих физических ужасов в истории кино, не считая дешевого научно-фантастического ужастика, был выпущен в прекрасном и трагическом фильме французского режиссера Жоржа Франжу «Глаза без лиц». Фильм мрачного сказочника Гильермо дель Торо со слабостями — ужасающая и красивая метафора недостижимого идеала. В фильме рассказывается о пластическом хирурге Генесиле, пытающемся восстановить внешность своей дочери, пострадавшей в автокатастрофе. Однако из чувства вины обезумевший отец начинает похищать молодых женщин. Женезиер пытается помочь Кристиану, но для достижения своей цели она делает операции девушкам, похожим на нее, в результате чего они умирают из-за того, что их кожа не приживается. Фильм ужасов «Франжу» из плоти и крови известен своими кропотливыми пластическими операциями и невыносимыми сценами. На «Глаза без лица» будут ссылаться мастера ужасов, включая Джона Карпентера, который был вдохновлен маской дочери хирурга, чтобы изобразить Майкла Майерса в культовом «Хэллоуине».
безликие глаза
После «Мухи» режиссер Роджер Корман обратился к теме трансформации тела в научно-фантастическом фильме ужасов 1963 года «Человек с рентгеновскими глазами». По сюжету хирург Джеймс Ксавьер разрабатывает сыворотку, которая дает рентгеновское зрение. Однако проект доктора был прикрыт по требованию начальства, но он продолжил эксперимент и представил свою композицию. Сыворотка подействовала, и Ксавье начал видеть сквозь предметы, но новообретенный дар стал его собственным проклятием. Как и многие другие научно-фантастические фильмы ужасов 1960-х годов, «Человек с рентгеновскими глазами» фокусируется на изучении последствий человеческих экспериментов, воплощая болезненность и ужас самоистязания плоти ради научной славы. Режиссер ужасов вернется к одержимости человека, вошедшей в историю, даже если для этого придется подвергнуть риску свою жизнь и жизни других людей.
Человек с рентгеновскими глазами
Слово Дэвиду Линчу
В 1977 году вышел первый полнометражный фильм Дэвида Линча — сюрреалистическая картина «Голова-ластик», которую можно считать представителем направления боди-хоррор. Во-первых, потому что он относится к периоду «золотого века» жанра, а во-вторых, он посвящен мутациям: у главного героя Генри и его жены есть ребенок, который больше похож на инопланетянина, чем на человеческого ребенка. Голова-ластик — преувеличенное воплощение страха отца и парализующей тревоги будущего, в отличие от удручающе маловероятного настоящего. Стэнли Кубрику настолько понравился дебют Линча, что он рекомендовал его съемочной группе, когда они готовились к съемкам «Сияния». В «Голове-ластике» страх Генри перед собственными детьми, отраженный в его странной и отталкивающей инопланетной личности, передается зрителям. Мы можем только догадываться, действительно ли младенец инопланетянин, или же отец так считает, отказывается от родительства и даже запрещает себе испытывать негативные эмоции по отношению к ребенку.
Ластик
Дэвид Кроненберг – непревзойденный мастер боди-хоррора
Канадский режиссер Дэвид Кроненберг, широко известный как король боди-хоррора, определил свой стиль и мотивы для своей будущей работы, еще будучи студентом. Молодой режиссер увлечен лабораторными экспериментами над человеческим телом, мутациями, вызванными психологическими травмами, неконтролируемыми желаниями, наукой о больших корпорациях, эксплуатирующих плоть, и влиянием технического прогресса на общество.
В 1975 году первый фильм ужасов Кроненберга «Конвульсии» получил награду за лучшую режиссуру на Каталонском кинофестивале. Этот фильм, шокирующий зрителей изображениями постепенно разлагающихся человеческих тел, представляет собой остроумную и дикую сатиру на общество конца 1970-х: все помешаны на сексе и не могут контролировать свою «похоть». Безудержное желание уподобляется вирусу, стремительно «порабощающему» человечество. Причиной эпидемии стал безумный эксперимент странного доктора, который выращивал в лабораторных условиях паразитических слизней, чтобы заражать людей деструктивными нимфоманками. Сосредоточившись на неприятных модификациях тела, вызванных вирусом, фильм вдохнул новую жизнь в боди-хоррор и стал успешным началом карьеры Кроненберга, которого любили и ненавидели за его дерзкий и необычный подход к ужасам. Вызывал эмоции от отвращения до восхищения.
дергаться
Вторым физическим фильмом ужасов Кроненберга стал «Выводок» 1979 года. Сценарий основан на его сложном разводе с Маргарет Хиндельсон и их конфликте по поводу опеки над их дочерью Кассандрой. В фильме ужасов телесные мутации становятся способом отразить внутренний гнев человека, находящегося в стрессовой ситуации. По сюжету психотерапевт Раглан изобретает радикальный подход к лечению психических расстройств и проводит эксперимент на своей пациентке Норе, которая разводится с мужем. Но эксперимент доктора привел к плачевным результатам. The Brood — это дикая идея о том, как травмирующие переживания могут изменить нашу жизнь и помочь сформировать новую реальность, основанную на страхе и подсознательном ожидании худшего. Нора, чей муж пытался похитить дочь, в силу своего гнева произвела на свет ужасное потомство, жестокое и разрушительное, олицетворяющее эмоциональное состояние матери.
Выводок
«Видеодром 1983» — один из самых любимых, но отвратительных шедевров Дэвида Кроненберга. По сюжету главный герой Макс Ренн обнаруживает телешоу, полное секса и насилия. Программа под названием «Видеодром» завладела разумом директора телеканала и полностью овладела его телом. План пробуждает самое худшее во всем Рене — постыдное удовольствие, которое теперь диктует ход его жизни, чреватое моральным и физическим разложением. Экран телевизора в «Видеодроме» «засасывает» героя в себя и вызывает ужасные трансформации тела — хоть мутировавшую руку Макса снеси.
Боди-хоррор был вдохновлен одержимостью Кроненберга видео, которое показывало все больше и больше безудержной жестокости после отмены Кодекса Хейса. В своих революционных и во многом пророческих образах режиссер стремился исследовать, как экранное насилие влияет на зрителей. Кроме того, Кроненберг был явно обеспокоен социальными фобиями и правительственными теориями заговора о контроле над населением в 1980-х годах, для чего он использовал средства массовой информации.
видеомагнитофон
В 1986 году Кроненберг выпустил «Муху» — ремейк одноименного фильма Курта Ноймана, одного из первых фильмов ужасов о теле. Этот научно-фантастический хоррор рассказывает об амбициозном ученом Сете Бренделе (Джефф Голдблюм), который изучает и экспериментирует с телепортацией сначала с неодушевленными объектами, а затем в космосе с обезьяной. В итоге главный герой решает провести такой же эксперимент на себе. Но в комнату, где ученый проводит эксперимент, влетает муха, и авария оказывается фатальной для Сета. Основываясь на кафкианских темах, Кроненберг объясняет, как тело реагирует на неизбежные обстоятельства через отталкивающее постепенное превращение главного героя в антропоморфное насекомое. Отвратительные мутации ученого все больше отдаляют его от мужчин, поэтому отношения с близкими в любом случае обречены, а перевоплощение в чудовище столь радикальным образом – еще одно свидетельство их неадекватности. «Муха», самый успешный фильм ужасов Кроненберга, получил премию «Оскар» за лучший грим».
летать
Через два года после «Мухи» Кроненберг выпустил «Прикованных к смерти», психологический хоррор об отношениях между двумя братьями-близнецами, которых сыграл Джереми Айронс. Действие происходит на обледенелых стенах клиники, где герои вместе работают врачами-гинекологами, выполняя сложные процедуры. Властный и решительный, Эллиот паразитирует на научных исследованиях своего застенчивого младшего брата Беверли, используя его острый ум для головокружительной карьеры. Чудовищная плоть, отражающая беспамятство персонажей, проявляется в основном в снах и галлюцинациях, но на самом деле к концу становится все более осязаемой. В кошмаре Беверли она и ее брат — сиамские близнецы, и, находясь под действием наркотиков, он видит, как интимные части женщины мутируют, что требует хирургического вмешательства. «Must Die» — это история о разрушительной взаимозависимости близнецов, затрагивающая ее трагическую форму.
должен умереть
Катастрофа 1996 года, основанная на книге Джеймса Балларда, продолжает тему Кроненберга о сексуальных извращениях в «Конвульсиях». В этом телехорроре персонажи наслаждаются только автомобильными авариями. Сам режиссер назвал свою работу о квир-сексуальных отклонениях «опасным фильмом». Хотя «Авария» получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля за «мужество, мужество и оригинальность», она также была осуждена за слишком откровенное обращение к теме. Доктора Хелен Ремингтон и Джеймса Балларда связывал опыт аварии, в которой они выжили. И их сексуальное влечение всегда основано на увлечении дорожными происшествиями и вытекающими из них изуродованными трупами. В «Автокатастрофе» Кроненберг пытается выяснить, какие эротические фантазии могут завладеть умами людей в мире постоянно развивающихся технологий, утомленном обществе, хронически утомленном простыми удовольствиями.
дорожная авария
«Грехи будущего» — последний фильм ужасов Дэвида Кроненберга, премьера которого состоится в 2022 году, и который номинирован на Золотую пальмовую ветвь. В этой работе спустя много лет режиссер вновь взялся за изучение изменений человеческого организма. На этот раз действие происходило в будущем, в связи с ускорением процесса эволюции человек практически не чувствует физической боли, а внутренние органы претерпевают колоссальные изменения. Теперь на очереди народное развлечение — публичные вскрытия и демонстрации различных мутаций. «Коммерческая» хирургия, люди, которые посвящают свое тело науке и искусству и просто лежат неподвижно, ничего не чувствуя, станут главным развлечением общества будущего. Последний хоррор Кроненберга — размышление о превратностях и ограничениях сексуальности, а за ним — драма о внутреннем одиночестве.
будущее преступление
Не Кроненбергом единым: другие знаковые фильмы «золотой эпохи» боди-хоррора
Как мы уже говорили, расцвет боди-хоррора длился с конца 70-х до середины 80-х. В этот период пришелся не только культ Кроненберга, но и других представителей жанра, вошедших в историю кино одним из самых отвратительных и шокирующих образов.
Жемчужиной боди-хоррора 1980-х годов является «Бесы» Анджея Жулавского, который до сих пор возглавляет список самых шокирующих фильмов ужасов всех времен. Экстремальные образы с узнаваемо отвратительной эстетикой олицетворяют распространенные мужские фобии — боязнь измены и расставания по инициативе партнера. После «Одержимых» главная актриса Изабель Аджани страдала от тяжелого посттравматического стресса из-за болезненного разрыва режиссера с женой, поэтому фильм становится таким безумным и душераздирающим. В сюрреалистическом ужасе Анна претерпевает странную метаморфозу. Женщина начинает вести себя агрессивно по отношению к мужу, и в берлинском метро у нее случается истерический припадок, во время которого она истекает кровью и слизью, прежде чем героиня занимается сексом с неизвестным существом, похожим на помесь осьминога и Ктулху. Прогрессирующее безумие, которое Анна проявляет физически, является метафорой ужасов женской природы, которые Журавски, переживший развод, никогда не поймет.
Владеть
В 1982 году мир увидел «Нечто» Джона Карпентера. Научно-фантастический фильм ужасов для закрытых помещений, который провалился в прокате вместе с «Чужим» Спилберга, выпущенным несколькими неделями ранее, до сих пор завоевал сердца зрителей, которые больше не смотрят его в кинотеатрах, а дома, на видео превосходного качества.
Один из лучших фильмов Карпентера посвящен инопланетному существу, которое может превращаться во что угодно, будь то собака или человек. Она способна стать его точной копией и подражать всему, от его характерных движений до голоса. Ужасное паразитоподобное существо пережило низкие температуры в Антарктиде и теперь пытается завладеть телами американских ученых, и все могут быть заражены. Вместе Существо и Чужой представляют одну из самых страшных сцен заражения в истории кино: из груди геолога Норриса появляется отвратительное существо с большой, несколько похожей на человеческую голову и паучьими когтями, за исключением волос. Дань этому моменту — «Оно-2» 2019. «Нечто» — это фильм ужасов о противостоянии человека со сверхъестественными силами, исследующий место и роль людей во Вселенной. Музыка Эннио Морриконе к фильму Карпентера передает нарастающее чувство ужаса и отчаяния в фильме, а не самого режиссера.
что-нибудь
Боди-хорроры с 2000-х до наших дней
В 1990-е годы в направлении боди-хоррора было затишье — ничего не выделялось. Разве что вспомнить историю про ученого, экспериментировавшего с «ядом» эликсира «человеческой сексуальности», после чего его тело начало гнить заживо. Стоит упомянуть еще пару проходных фильмов ужасов — также «Лунатики» по сценарию Стивена Кинга о семействе оборотней, панически боящихся кошек, и «Толстяк» по рассказу писателя «О человеке, который быстро похудела из-за цыганского проклятия.
яд
2000-е ознаменовались возрождением боди-хоррора. Новая эра требует, чтобы жанр был творческим и свежим. Канадский режиссер Джон Фосетт, например, выпустил Ginger Snaps, подростковый фильм ужасов о теле. В нем бездомная девочка Джинджер, ставшая оборотнем, становится синонимом юности, полной радости и разочарования. Эта оригинальная готическая сказка явно была вдохновлена Карин Кусамой, создательницей сатирического телефильма ужасов 2009 года «Тело Дженнифер»: у этих лент так много общего.
оборотень
Элементы боди-хоррора также появились в «Маленькой красавице» 2002 года, истории одинокой брошенной девушки, которая в конечном итоге заводит друзей из частей тела людей, которые над ней издевались. Экстремальный французский «мученик» 2008 года демонстрирует физические пытки ради высшей цели. Однако самым отвратительным и невероятным боди-хоррором стал фильм 2009 года «Человеческая многоножка», который почти никто не смог посмотреть целиком. После первого фильма появились еще две части. Все три фильма ужасов во всех физиологических подробностях рассказывают об ужасающих экспериментах над людьми сумасшедших хирургов, которых они использовали для создания «многоножек».
человеческая многоножка
В 2012 году сын великого Дэвида Кроненберга, Брэндон, шокировал всех боди-хоррором «Антивирус» с Калебом Лэндри Джонсом в главной роли. Бессмысленно сравнивать стиль молодого режиссера со стилем его отца. Наследник телесного ужаса больше исследует в своей работе человеческое бессознательное, о чем сигнализируют тела его персонажей. Кроненберг-младший также стремился осудить человеческое зло. Таким образом, «Антивирус» воплощает в себе заповедь «не делай из себя кумира» через истории людей, намеренно заражающих вирусом своих любимых знаменитостей. Научно-фантастический фильм ужасов «Плоть и кость» рассказывает о далеко не безоблачном будущем, в котором корпорация внедряет убийц в других людей, чтобы они могли контролировать свой разум и принимать решения, в том числе связанные с решением о смерти. Только сейчас, на последнем задании, лучший сотрудник компании столкнулся с сопротивлением чужого мышления и потерял себя. Последний физический фильм ужасов Брэндона Кроненберга «Бесконечный бассейн» исследует пороки сверхбогатых, чьи желания и порочность не знают границ.
антивирусная программа
«Гаага» комика Кевина Смита вышла в 2014 году после первого известного фильма ужасов Кроненберга-младшего. Режиссер высмеивает понятие «телесный ужас», предлагая зрителям гротескную черную комедию о старике, проводящем научный эксперимент, в ходе которого он «превращает» неудачника в моржа. Однако фильм пугает своим безумием и отсутствием каких-либо моральных ограничений, которые соответствуют «Сороконожке».
клыки
Одной из отличительных черт современного боди-хоррора была работа блестящего французского режиссера Жюли Дюгуно. Благодаря ей телесные ужасы наконец-то обрели женский взгляд — женский взгляд. В 2016 году Канны были потрясены ее «Raw», и некоторые зрители потеряли сознание из-за множества каннибальских запекшейся крови. Шокирующая история о девушке-вегетарианке, которая после студенческого ритуала становится одержимой поеданием сырого мяса, — эффектная метафора взросления и ее первого сексуального опыта в форме, которая может напугать, но точно не оставит равнодушным. Боди-хоррор Луки Гуаданьино Whole and Complete исследует тему аналогичным образом, но, в отличие от Raw, в нем много неуместной романтики.
сырой
Победитель Каннского кинофестиваля 2021 года, «Титаны» Дюкорно — один из самых важных фильмов ужасов нашего времени. Хотя сексуальная одержимость автомобилями намекает на «автомобильную аварию» Кроненберга, фильм французского режиссера — это почти история «Второго пришествия», происходящая на технологическом фоне. Случайно вживленная в детстве титановая пластина, героиня Алексия пытается найти свое место в бездушном мире и понять, кто она — как физически, так и ментально.
титан
Немногие превзошли оригинальное видение телесного ужаса ДюКурно, но за ее «Титаном» последовали два культовых фильма ужасов о ведьмах, «Несущий ад» и «Ты не одинок». Оба посвящены темам роста и трансформации тела. Одним из самых актуальных представителей жанра на сегодняшний день является «Мужской пол» Алекса Гарланда, автора «Аннигиляции», фильма об инопланетных двойниках, научно-фантастического фильма ужасов о людях. Последняя работа режиссера — это исследование природы жестокого обращения, в котором бессознательное снова проявляется в теле.
род мужской
Мария Ракитина Метки: Что смотреть Страшилки Франкенштейн Безликие глаза Хэллоуин Ластик Голова Видеодром Летать Связанный со смертью Автокатастрофа Преступления будущего Одержимая вещь Чужой Чужой Оно 2 Лунатик Глоу Похудение Дженнифер Мэй Тело Мученики Оборотень В чужой коже Антивирус Бесконечный бассейн Бивень Сырой Титан Целое Hellbender You Won’t Be Alone Genus Male Annihilation Дэвид Кроненберг Гильермо дель Торо Джон Карпентер Дэвид Линч Джефф Голдблюм Джереми Айронс Анджей Жулавски Изабель Аджани Стивен Спилберг Стэнли Кубрик Карин Яёи Кусама Брэндон Кроненберг Калеб Лэндри Джонс Кевин Смит Джулия Дукуно Лука Гуаданьино Алекс Гарланд