История о том, как российский режиссер вышел за пределы земного шара и создал главную картину года.
20 апреля в широкий российский прокат выходит долгожданная драма Клима Шипенко «Вызов» — первый полнометражный фильм, частично снятый в космосе. Увлекательная история пути проекта от идеи до экрана сама по себе является основой блокбастера. Съемки для видео требовали настоящего бесстрашия, самоотдачи и изобретательности от актеров и съемочной группы. Мы расскажем обо всех трудностях и испытаниях, которые им пришлось преодолеть, чтобы создать поистине революционную ленту.
Сюжет
Во время работы на Международной космической станции астронавт получил серьезные травмы. Вернуться на Землю живым без хирургического вмешательства он не сможет, но на космической станции нет необходимого оборудования и специалистов, которые могли бы ему помочь. Управление полетами во главе с Шефом Волиным (Владимир Машков) решает срочно подготовить хирурга, который покинет Землю и проведет медицинские процедуры в условиях невесомости. Их выбор падает на молодого врача Женю Беляеву (Юлия Пересильд), которая должна преодолеть собственную неуверенность и страхи, чтобы спасти жизни космонавтов.
Сцена из фильма «Вызов
От задумки к проекту
Константин Эрнст, глава Первого канала, и Дмитрий Рогозин, глава российского космического агентства «Роскосмос», выступили с идеей создания первого фильма, действие которого разворачивалось бы в реальном космосе. Они связались с продюсером Эдуардом Илояном, который, в свою очередь, подключил к проекту Шипенко, уже зарекомендовавшего себя как первоклассный режиссер такими хитами, как «Холоп» и «Салют-7». Сначала идея показалась режиссеру чистой фантазией, но с каждой секундой он все больше осознавал серьезность предложения.
Первая проблема, с которой пришлось столкнуться Шипенко, заключалась в том, чтобы найти хороший мотив, чтобы оправдать желание главного героя отправиться в космос. Идея команды заключалась в том, чтобы она стала врачом, оперирующим раненых космонавтов. Хотя этот ход решил многие проблемы сценария, он также означал, что всей команде пришлось вникать не только в космонавтику, но и в тонкости медицины. К счастью, эти трудности не ослабили их решимости, и вскоре создатели фильма начали расспрашивать хирургов, врачей центров подготовки космонавтов и вспомогательный персонал управления полетами о каждой мельчайшей детали, которая может им понадобиться в космическом полете проект. Многие из этих диалогов впоследствии почти без изменений становятся диалогами из фильмов, что придает «Вызову» ощутимый реализм.
Сцена из фильма «Вызов
От задумки к проекту
Константин Эрнст, глава Первого канала, и Дмитрий Рогозин, глава российского космического агентства «Роскосмос», выступили с идеей создания первого фильма, действие которого разворачивалось бы в реальном космосе. Они связались с продюсером Эдуардом Илояном, который, в свою очередь, подключил к проекту Шипенко, уже зарекомендовавшего себя как первоклассный режиссер такими хитами, как «Холоп» и «Салют-7». Сначала идея показалась режиссеру чистой фантазией, но с каждой секундой он все больше осознавал серьезность предложения.
Первая проблема, с которой пришлось столкнуться Шипенко, заключалась в том, чтобы найти хороший мотив, чтобы оправдать желание главного героя отправиться в космос. Идея команды заключалась в том, чтобы она стала врачом, оперирующим раненых космонавтов. Хотя этот ход решил многие проблемы сценария, он также означал, что всей команде пришлось вникать не только в космонавтику, но и в тонкости медицины. К счастью, эти трудности не ослабили их решимости, и вскоре создатели фильма начали расспрашивать хирургов, врачей центров подготовки космонавтов и вспомогательный персонал управления полетами о каждой мельчайшей детали, которая может им понадобиться в космическом полете проект. Многие из этих диалогов впоследствии почти без изменений становятся диалогами из фильмов, что придает «Вызову» ощутимый реализм.
Сцена из фильма «Вызов
Жесткий отбор
Конечно, не все могут полететь в космос, даже если очень захотят. Участие в таком путешествии требует идеальных физических данных, длительной подготовки и подготовки к проживанию определенного периода времени в очень суровых условиях.
Тем не менее, Шипенко считает, что получит разрешение на полет на МКС. По словам режиссера, он никогда не жаловался на здоровье, поэтому у него нет оснований подозревать, что он непригоден для мероприятия. Однако это не значит, что предполетный этап дался режиссеру легко: ему пришлось пройти изнурительную четырехмесячную программу подготовки космонавтов, готовясь к съемкам и осваивая несколько новых киноспециальностей, чтобы суметь самостоятельно заменить вся съемочная группа на Международной космической станции. Каждая минута его жизни запечатлена.
Сцена из фильма «Вызов
Кастинг на главные роли начнется осенью 2020 года. После тщательного отбора команда нашла 25 претендентов, которые затем должны были быть проверены комитетом медицинских экспертов. Именно на этом этапе кинематографистам приходится сталкиваться с большими трудностями. Правда в том, что, судя по результатам испытаний, почти каждая актриса, которую изначально хотела увидеть Шипенко, получила разрешение на полет в космос.
Но в итоге судьба благоволила к режиссеру: по неожиданному повороту событий на главную роль в фильме была утверждена звезда «Санлайн» и «Посредника» Юлия Пересильде. Неожиданным и приятным событием стало и для самой актрисы. По словам Пересильде, она никогда не была поклонницей адреналина и острых ощущений, но пыталась найти проекты, предполагающие выход из зоны комфорта, чтобы расширить свой профессиональный кругозор.
Ей также предстояло пройти жесткую подготовку, включавшую освоение теории и практики работы на Международной космической станции и, конечно же, обучение проведению медицинских операций, чтобы в полной мере проявить себя в роли хирурга Жени Беляевой. Премудростям врачебной профессии актриса научилась у настоящего хирурга Олега Куйбиды, который был консультантом сценаристов фильма и стал свидетелем по-настоящему сложной пятичасовой операции на груди у Шипенко. Опыт позволил ей говорить на одном языке с профессиональными хирургами.
Сцена из фильма «Вызов
Полет к звездам
5 октября 2021 года Шипенко, Пересильд и сопровождающий их космонавт Антон Шкаплеров (который также сыграл роль в «Вызове») вылетели на Международную космическую станцию. До этого другие члены команды, которые были с ними с самого начала, отправили в космос весь необходимый реквизит и оборудование. Полет на станцию занял у создателей фильма всего три часа, которые они употребили на съемку одной из самых эмоциональных сцен в кино. Шипенко и Пересильд признаются, что во время инопланетных путешествий им не о чем было беспокоиться, полагаясь на опыт и профессионализм своих проводников-космонавтов. Шкаплеров также рассказал, что во время полета, вместо того, чтобы усомниться в своих опасениях, он увидел свою истинную страсть и смелость к своему делу.
Сцена из фильма «Вызов
После стыковки с деревней они отправились в 12-дневную командировку на Международную космическую станцию. Они вспоминали, что их первое пребывание в невесомости произвело на них неизгладимое впечатление. Например, Пересильд говорит:
«Гравитация — моя безусловная любовь. На Международной космической станции я чувствую себя прекрасно, хотя раньше мы боялись, что я там опухну, покраснею, и меня не получится сфотографировать. Результат — ощущение легкости, нет Вес на всех, эти волосы висят там, Где-то, жаждущие петь, танцевать…»
Сцена из фильма «Вызов
Помимо дуэта кинематографистов, в съемках станции участвовали уже упомянутый Шкаплеров и его коллеги Петр Дубров и Олег Новицкий. Рабочий процесс идет каждый день, хотя, по словам режиссера, он выполнил лишь 60% первоначального плана. В остальное время приходилось импровизировать. В конце каждого дня проводится обязательный сеанс связи с Землей, где верные товарищи Шипенко и Пересильд сообщают, что именно они захватили в прошлом, и создают график будущего.
Что касается самого съемочного процесса, то работать без гравитации дуэту было непросто. Им приходилось индивидуально выполнять задачи всего творческого коллектива. Пересрд работал сценаристом, гримером, реквизитором и гримером одновременно. По словам Шипенко, с такой многозадачностью справится не каждый профессионал. Ему самому приходилось летать камерой вокруг исполнителей, пытаясь создать красивую композицию человека, висящего вниз головой, что сильно отличалось от его предыдущего киноопыта. При этом оба они должны всегда помнить о безопасности Международной космической станции и не должны мешать работе космонавтов. Тем не менее, несмотря ни на что, они блестяще достигли своей цели.
Сцена из фильма «Вызов
Возвращение на Землю
После 78 часов отснятого материала на Международной космической станции Пересильд и Шипенко вернулись на свою родную планету, Землю. Момент их приземления стал предметом аналогичной сцены в фильме. Хотя, как это часто бывает в космонавтике и кино, все пошло не так, как планировалось, эпизод получился насыщенным и эмоциональным благодаря достоверности происходящего и гибкости команды.
Сразу после этого создатели фильма приступили к съемке остальной части ленты. Теперь их поддерживает большая команда специалистов, поэтому процесс работы очень четкий и плавный. Оператор проекта Борис Литовченко вспоминает, что одной из главных задач в то время было показать, насколько космический мир отличается от мира земного:
«Когда мы создавали цветовую схему для фильма, нашей отправной точкой была Международная космическая станция — она такая, какая есть, у нее своя цветовая гамма, и мы ничего не можем с этим поделать. Исходя из этого, мы начали думать о вся цветовая гамма: какой будет Земля, открытая, как будет выглядеть космос, как будет выглядеть центр управления полетами, как будет выглядеть центр подготовки космонавтов — это совершенно разные миры».
Сцена из фильма «Вызов
Часть наземных сцен снималась в павильоне, где построена копия Центра управления полетами Роскосмоса, и в декорациях Национального космического центра на территории санатория Вороново в Москве.
Отсняв более 297 часов материала, Шипенко и его команда приступили к монтажу фильма и подготовке его к большому экрану. Режиссер твердо уверен, что этот проект понравится зрителям:
«В кино нам всегда хочется чего-то невероятного, чего-то зрелищного, чего-то другого. Мы хотим удивить публику не соответствует действительности, я хочу, чтобы это увидели зрители».
Напоминаем, что премьера «Вызова» в кинотеатрах России состоится 20 апреля.
Сцена из фильма «Вызов
Фото: Пресс-служба ЦПШ
Михаил Кручинин Теги: Что посмотреть Звоните Холоп Салют-7 Солнечная линия Клим Шипенко Владимир Машков Юлия Пересильд