12 января в российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Операция “Фортуна”: Искусство побеждать». Картины британского режиссёра стабильно становятся лидерами бокс-офиса, а затем попадают и в топы онлайн-кинотеатров. Рассказываем, чем привлекают не самые хитрые фильмы Ричи.
Разборки крутых пацанов
Ричи давно и искусно воспевает культуру подворотен и героев из народа, простоватых, но обаятельных. Режиссёр по праву считается отцом современного бриткрайма. Мало какой фильм Ричи обходится без азартных игр, выпивки, кутежа, суровых драк и «стрелок». Британец вроде бы смакует атрибуты грубого мужского мира, но персонажи всегда говорят афористично и ярко. И Шерлок Холмс, и король Артур, и даже не снимающий дорогой костюм Микки Пирсон из «Джентльменов» вынуждены махать кулаками и не словом, а делом отстаивать честь и достоинство. Что уж говорить, когда на авансцену выходит Джейсон Стэйтем. В фильмах Ричи общепринятые социальные нормы вынесены за скобки, а побеждают пацанские понятия.
Гай Ричи и Джейсон Стэйтем на премьере фильма «Карты, деньги, два ствола»
Отличные актёры
Любой фильм британца — приятное глазу сборище отличных актёров. Пожалуй, главный любимчик — Стэйтем, который засветился в дебютном «Карты, деньги, два ствола» и успешно сотрудничает с автором уже 25 лет. Стэйтем красуется в центре постеров двух последних на сегодняшний день работ Ричи — «Гнева человеческого» и «Операции “Фортуна”: Искусство побеждать». В фильмах британского автора обычно солируют мужчины, но запоминающиеся роли второго плана доставались Алисии Викандер, Мишель Докери, Нив Алгар, а теперь и Обри Плазе. В разные периоды творчества у Ричи менялись любимые актёры. Например, сейчас в фаворе у автора Чарли Ханнэм, Джош Хартнетт и Хью Грант, а в своё время на первых роялях были Джуд Лоу, Роберт Дауни-мл., Брэд Питт и Джерард Батлер. И у каждого актёра работа у Ричи занимает достойное место в фильмографии.
Брэд Питт в роли Микки О’Нила на кадре из фильма «Большой куш»
Ураганное повествование
Картины Ричи отмечает динамичное развитие событий. До прихода в кинематограф британец набивал режиссёрскую руку на рекламных клипах. И начало карьеры сыграло важную роль в становлении авторского стиля Ричи. Клиповый монтаж экшен-сцен и даже словесных перепалок британских гопников стал верным атрибутом картин режиссёра. Но не стоит думать, что в кармане у Ричи два-три приёма. Нет, в арсенале и стоп-кадры, и замедленная съёмка, и ускоренная перемотка, и наезд на лица главных персонажей. Не брезгует Ричи и мозаичной сюжетной структурой, которая вошла в моду с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино. Многочисленные эффектные ходы не позволяют зрителю заскучать, наращивая ритм. Это всегда качественное, захватывающее жанровое кино.
Ник Моран в роли Эдди на кадре из фильма «Карты, деньги, два ствола»
Стильные костюмы
Режиссёр плотно работает с художниками по костюмам. Наверное, ярче всего любовь к модной одежде у Ричи проявилась в «Джентльменах», но на самом деле большое внимание костюмам британец уделял всегда. Даже в дебютных картинах внешний вид персонажей с первой минуты позволяет определить их социальный статус и национальность. Костюмы говорят о героях не меньше слов. В «Джентльменах» и одевающийся как элегантный лондонский американец Микки (Мэттью МакКонахи), и азиатский гангстер (Генри Голдинг), и тренер по боксу в спортивном костюме (Колин Фаррелл) выглядят одинаково стильно. Не меньшее внимание одежде Ричи уделяет и в исторических фильмах о короле Артуре и Шерлоке Холмсе. Броские наряды центральных героев запоминаются сразу и навсегда.
Колин Фаррелл в роли тренера на кадре из фильма «Джентльмены»
Чёрный британский юмор
Персонажи канонических криминальных комедий Ричи всегда ввязываются в авантюры и, разбираясь с одной проблемой, вляпываются в пяток других неприятностей. Разрешение всегда получается смешным и неожиданным. Помогают режиссёру витиеватые диалоги с не всегда политкорректными выражениями (вспомним хотя бы про цыган из «Большого куша»). Хлёсткие фразочки из ранних фильмов разошлись на цитаты. Чёрный юмор в картинах Ричи всегда позволяет разрядить обстановку и показать насмешливое отношение режиссёра к разборкам крутых пацанов. Как и в фильмах Тарантино, смешанное с комичными ситуациями насилие выглядит искусственным и несерьёзным. Но у Ричи всегда есть неповторимый британский колорит, так что спутать его порой пошловатые остроты ни с кем нельзя.
Брэд Питт в роли Микки О’Нила на кадре из фильма «Большой куш»
Запоминающиеся саундтреки
Ричи не раз признавался в интервью, что треть времени создания картины уходит на продумывание и выбор звуковых дорожек. Первая работа британца была связана с музыкальным бизнесом, так что какое-то время будущий автор «Револьвера» и «Рок-н-рольщика» сомневался, связать ему жизнь с музыкой или кино. «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» — фильмы о представителях лондонских социальных низов. Вместе с умопомрачительным сценарием и множеством головокружительных сюжетных поворотов тщательно подобранный саундтрек из энергичных британских композиций позволяет Ричи раскрасить серый мир героев. Это всегда узнаваемые песни отличных рок-групп, которые поддерживают скоростной ритм повествования. На самом деле по главным фильмам Ричи можно изучать историю британской музыки.