Мечтали ли вы в детстве хоть ненадолго стать супергероем? Натянуть трико Бэтмена или Человека-паука, чтобы разобраться с обидчиками и в принципе сделать мир чуточку справедливее? Главный герой нового сериала «Стрим», который вышел 9 января на телеканале ТНТ и в онлайн-кинотеатре Premier, школьник Жора примерно так и поступает. Правда, помогают ему не особый костюм или сверхспособности, а шлем с камерой. Жора ведет прямую трансляцию всего, что с ним происходит в школе и за ее пределами. В кадр попадают и нападки одноклассников, и преподаватели, которых волнует все что угодно, кроме их учеников.
Интервью
Пьющего, но все же благородного учителя труда в сериале сыграл актер Иван Добронравов. Вместе мы постарались отыскать двойное дно в его персонаже, а заодно решить наболевший вопрос: так все-таки Marvel или DC?!
Расскажите, с чего для вас начался «Стрим»? Чем проект вас заинтересовал?
Началось все с пилота, который был давным-давно. Поэтому, когда мы приступили к съемкам, я из-за большого перерыва подзабыл о проекте. Но пилот – это всегда интересно. Это пробный этап, на котором можно проверить, куда все движется. Одно дело текст на бумаге, а другое – когда к нему прибавляется видение режиссера. И вот я увидел первую серию, она была классно сделана, мне захотелось дальше принимать участие.
На первый взгляд ваш герой в «Стриме» – это такой классический пьющий в каморке трудовик, который бывает во многих школах. В чем его внутренний конфликт?
Для меня ценность героя именно в том, что это очень узнаваемая история. Вот человек жил, был молод и энергичен, но потом обстоятельства так сложились, что он потух, потерял ко всему интерес, стал жить как по накатанной. И вот появление главного персонажа Жоры провоцирует в нем пробуждение старых чувств, переосмысление того, что с ним происходит. Это подвигает его на борьбу с самим собой, точнее, с тем человеком, которым он стал. Это очень распространенная история в нашей жизни. Порой мы забываем, чего хотели в детстве, какими были. И только какие-то моменты извне могут вывести из этого оцепенения.
Денис Власенко в роли Жоры на кадре из сериала «Стрим»
В первой серии у вашего героя отличный диалог с директором школы, где он говорит, что пьет от стыда. Не кажется ли вам, что это такой классический русский герой? Тут даже хочется перефразировать Ильфа и Петрова: «Он пил, и ему было стыдно, он пил постоянно и постоянно стыдился».
Я думаю, что мы говорим в контексте «классический русский», потому что мы сами русские. Но, мне кажется, это свойственно очень многим людям, вне зависимости от их национальности: делать ошибки, а потом пытаться от них закрыться путем этих примочек в виде алкоголя. А потом утром понять, что ты снова сделал что-то не то. Это как раз я имел в виду под глубиной персонажа. Мой персонаж – не просто какой-то бухарик, а человек, глубоко страдающий. Где-то внутри у него сидит, что все должно было сложиться иначе. Он любит детей, свою работу, да и вообще человек рукастый. Но то, что его гложет, заставляет вести себя именно так, и за это ему уже стыдно.
Думаю, что многие в «Стриме» узнают собственную школу, по крайней мере, у меня именно так случилось. А у вас был свой момент отождествления? Или все же ваши школьные годы были более счастливыми?
У меня были замечательнейшие школьные годы, в которые случалось много всего, и хорошего, и плохого. Я имею в виду не плохую школу, а то, что казалось в тот момент плохим: ссоры с одноклассниками, двойки по какому-то предмету, вызов родителей. Я учился в двух школах, они обе очень ценны и важны для меня.
Кстати, мы снимали в действующей школе. И знаете, я приезжаю туда, казалось бы, взрослый человек, артист, который снимается в кино, и вдруг чувствую, что нахожусь на другой территории, чисто даже энергетически. Вот прямо я пришел и почувствовал, что здесь главные дети, а не я. Они ходят большими компаниями, у них свои интересы. А я тут как что-то чужеродное.
И как тот факт, что съемки проходили в реальной школе, повлиял на процесс? Дети не мешали? Может, постоянно подходили фотографироваться?
Меня особо никто не терроризировал. Была даже смешная история, когда одна мама спросила, можно ли сфотографировать ее ребенка со мной. Ребенок подходит, и я вижу, что он не хочет этого делать, не понимает, что происходит, кто я такой, и все это важно только для мамы. Но мы быстро сфоткались, чтобы ребенка оставили в покое.
Хотя, честно говоря, я думал, что будет намного хуже. Нас либо ограждали, либо запускали детей по другим этажам, но я не помню, чтобы был жуткий дискомфорт или чтобы дети сильно мешали съемочному процессу.
Александра Дроздова в роли Юли на кадре из сериала «Стрим»
Школьный буллинг – одна из основных тем сериала. Почему, на ваш взгляд, об этом важно говорить со зрителем сегодня?
Об этом важно говорить всегда, и в советское время были великолепные фильмы вроде «Чучела» или «Доживем до понедельника». Эта история стара как мир. Почему такие проекты важны и нужны? Потому что, кто бы что ни говорил, какую бы позицию ни занимал в плане свободы ребенка, ему надо объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Объяснять с точки зрения того, что издеваться или смеяться над слабым — это нехорошо. Он должен это знать. Если будут проекты, где это объяснено доступно, что своей шуткой ты можешь сделать кому-то больно, это может помочь. Боюсь, что не у всех дома происходят такие разговоры. Поэтому, если благодаря нашему проекту ребенок перестанет над кем-то издеваться, или попросит прощения, или хотя бы задумается над своими действиями, это очень важно.
А вам приходилось сталкиваться с буллингом?
Мне повезло, потому что в моей школе учителя разбирались, что происходило, зачем и почему. Хотя есть поступки, за которые мне самому стыдно. Сейчас, если о них вспомнить, думаю, зачем мы это творили?! Да, бывало и такое, но это же детство. У детей нет рамок, они приходят в этот мир чистые и начинают действовать. Просто они правил еще не понимают.
Что говорить, если взрослые сами периодически этим грешат, и частенько! Особенно на полях Интернета, когда ты можешь написать что угодно, и тебе за это ничего не будет. В моем детстве я «фильтровал базар». Даже когда приезжал к бабушке в Таганрог и знал, что, если что-то говоришь вслух, можешь получить ответную реакцию, хотя у меня со всеми были прекрасные отношения. А сейчас эти рамки постепенно размываются, и такие проекты, как наш, мне кажется, могут показать это наглядно со стороны.
У вас явно натянутые отношения с Интернетом, социальными сетями. Наверное, вы жестко следите за тем, что там смотрит ваша дочь?
Мы стараемся показывать развивающее и, конечно, следить за тем, что смотрит ребенок. Просто мне не кажется правильным запрещать совсем всё.
А у меня самого, даже не знаю, странное отношение. Я вообще перестал всем пользоваться, у меня нет приложений социальных сетей на телефоне. Не то чтобы я навсегда от этого отказался, но пока решил прекратить.
Главный герой «Стрима» в прямом эфире транслирует все, что происходит с ним. Если бы мы надели камеру на вас и предложили показать ваш типичный день, что интересного увидели бы зрители?
Один день не похож на другой. Хотя, возможно, зритель удивился бы обыденности всего происходящего. У людей, которые далеки от актерства или чего-то творческого, есть ощущение, что с актерами обязательно постоянно происходит что-то интересное. Но на самом деле все как у всех. Бывают веселые и насыщенные дни, а случаются серые и скучные.
Иван Добронравов в роли Трудовика на кадре из сериала «Стрим»
Жора в «Стриме» по вечерам рисует комиксы, нетрудно предположить, что, показывая жизнь как она есть, он видит себя как некоего супергероя. Согласитесь с такой трактовкой?
Да, возможно. Мы же все себя идеализируем так или иначе. И все подвержены фантазиям о том, кем хотели быть и кем на самом деле являемся. Причем самое интересное, что человек может делать ужасные вещи, а ему кажется, что он сеет добро. Или наоборот, вот сидит человек, тихо занимается своим делом, никого не трогает и считает себя бессмысленным, хотя для кого-то он – всё.
Я думаю, что в этом нет ничего удивительного, например, я до сих пор пытаюсь сохранить в себе ребенка, с удовольствием смотрю комиксы и думаю: «Эх, может, пройдусь, протяну руку за малиной, меня укусит какой-нибудь паук, и я буду спасать людей». Думаю, что это останется навсегда во мне.
А кто, на ваш взгляд, главные супергерои российского кино? Из тех, кто остался в вечности отечественного кино?
Знаете, один из моих любимейших фильмов – «Доживем до понедельника». И вот герой Тихонова, учитель истории, он же там абсолютный супергерой для детей. Он переживает за них, живет их судьбами.
Если не секрет, чем вас так поразил «Доживем до понедельника»?
Это очень отважное кино про отважных людей. Знаете, вот если мы вернемся к вопросу, что интересного в моей жизни, то можно сказать, что у каждого из нас есть что-то такое, что не сравнится даже с самым хитроумным сценарием. Каждый человек в моменте может оказаться героем для кого-то. Это борьба, смелость или трусость, которые идут с нами рука об руку. И вот об этом фильм. О том, что дети на самом деле очень смелые, умные, но могут быть ужасно жестокими. Не нужно их за это ненавидеть, а надо направлять. И Тихонов там как старший товарищ пытается не бросить их в любых ситуациях. Дети отвечают ему взаимностью. И вот все это для меня очень цельно.
Этот фильм как-то повлиял на выбор вашей профессии?
Нет, я не могу сказать, что именно этот фильм повлиял. Но есть такие работы, которых немало в нашем кинематографе, особенно в советском, когда после просмотра тебе очень хорошо. Бывает, что даже если смотришь печальное кино, на душе светло после просмотра. И, конечно, все вместе это не могло не влиять. Знаете, когда эти фильмы снимались, меня же еще на свете не было, возможно, даже мои родители еще не думали, что встретятся, а я вот спустя годы смотрю их, и они рождают вот такие эмоции. Ну что это, если не супергеройство в реальной жизни?
Кстати, про супергероев, только не реалистичных вроде Тихонова, а Бэтменов и Суперменов. Уже много лет супергеройские франшизы – один из главных жанров в кино. Именно такие картины зарабатывают больше всего денег в прокате. Нравятся ли они вам?
Нравятся! Хотя раз на раз не приходится. Есть и кризис жанра, вот мне кажется, что сейчас он происходит. А когда все начиналось, был вау-эффект. Тем не менее я до сих пор жду, слежу, когда что-нибудь выходит — всегда смотрю. Это как сказка для меня. И нет-нет да думаю: а вдруг когда-нибудь надену на съемочной площадке супергеройский костюмчик?!
Тогда очень важный вопрос: Marvel или DC?
Ну нет, и у тех, и у других есть прекрасные фильмы. Отказываюсь выбирать!
Иван Добронравов в роли Трудовика на кадре из сериала «Стрим»
Последний ваш громкий проект «Нулевой пациент» очень тепло встретили зрители. А как вы сами оцениваете итоговый результат? Весь посмотрели?
Да, я посмотрел, мне понравилось. Думаю, что это серьезная работа, причем по всем параметрам. Евгению Стычкину и Сергею Трофимову, на мой взгляд, было непросто, поскольку они работали вдвоем. Хотя как непосредственный участник событий могу сказать, что мозг у меня не разрывался, причем я был готов к «перетягиванию каната». Но они оба своим видением дополняли ту картину, которая была у меня внутри. Спасибо им большое, они очень трепетно и внимательно относились к моим предложениям, позволяли вносить что-то свое.
Еще мне кажется, что там есть над чем задуматься, что проанализировать. Вообще вся эта тема очень страшная, болезненная, суровая. Я по себе знаю, как относятся люди к таким вещам: когда меня не касается, лучше не буду знать. Поэтому, если после сериала людям вдруг захочется что-то почитать о произошедшем в Википедии или посмотреть парочку видео про ВИЧ и то, как он распространяется, я буду очень рад. Все наши беды от незнания. И очень часто именно от незнания люди начинают травлю. Они не понимают, что происходит, и им страшно. Если они будут больше знать, то и понимать тоже.
Вас стали чаще узнавать на улицах после премьеры?
К моему удивлению, да, несмотря на то что я сейчас ношу короткую стрижку, а в сериале у меня длинные волосы
В ближайшее время у вас должно состояться несколько важных премьер. Каких проектов лично вы особенно ждете и почему?
У меня было очень насыщенное лето. Я поработал в трех проектах, и каждый в своем стиле. Причем мне очень нравится, что приходит все больше и больше совершенно разных сценариев, не похожих друг на друга по стилю. Но выделять что-то пока не буду. Я просто хочу, чтобы все получилось.