Без трэша, но со сценами, которые долго не выходят из головы.
В этот список не вошли гротескные трэш-фильмы или фильмы-снафф, такие как трилогия «Подполье» или «Зеленый слоник», другими словами, фильмы, которые вы действительно хотите просто забыть. Напротив, здесь мы попытались собрать фильмы, способные выдержать даже несколько пересмотров и раскрыть что-то помимо насилия, которого в них, безусловно, в избытке.
«Необратимость» (2002), реж. Гаспар Ноэ
Венсан Кассель и Альбер Дюпонтель судорожно пытаются найти преступника. Они играют Маркуса и Пьера — оба влюблены в Алекс (Моника Беллуччи), которую находят изнасилованной и избитой, а затем увозят в машине скорой помощи. Все сцены сняты без склеивания, лишь переходя в затемнения и проходя в обратном порядке. Все действия сопровождаются тревожным, негромким саундтреком, напоминающим звуки землетрясения. Сама премьера Каннского кинофестиваля напоминала стихийное бедствие. Люди толпами выходили из зала. Некоторым стало физически плохо, десятки людей потеряли сознание и нуждались в медицинской помощи. Больше всего зрителей потряс культовый поход двух героев в адский клуб «The Straight Gut», где Венсан Кассель разбил кому-то череп огнетушителем. Но самое сложное, что трудно забыть в фильме, это, конечно, девятиминутная сцена изнасилования: настойчивые статичные крики героини Моники Белуччи в камеру о помощи на красном перекрестке, где ее никто не спасет.
Необратимость
«Мученицы» (2008), реж. Паскаль Ложье
Однажды включенный в программу «Новые французские крайности», этот фильм также был показан в Каннах. Он не вызвал столько споров, как предыдущий фильм в нашем списке, но разделил и зрителей, и критиков. В центре истории — Люси и ее подруга Анна. Девушки оказываются в доме тайной секты, которая искусственно стремится создать мучеников путем жестоких пыток и страданий, чтобы перед самой смертью им открылся секрет загробной жизни. Помимо множества пыток, слез и свисающих с потолка ободранных тел, картина имеет депрессивный тон, а также параллельную линию о психологической травме.
Мученики
«Солнцестояние» (2019), реж. Ари Астер
Языческое празднование летнего солнцестояния, самой короткой ночи в году, по крайней мере для нынешнего поколения кинозрителей, прочно ассоциируется с одноименным фильмом. Solstice» может ударить по голове, если вы не являетесь опытным зрителем фильмов ужасов. Главная героиня Флоренс Пью приезжает в шведскую деревню со своими подругами и парнем, где оказывается в центре сектантского ритуала. Освещенная солнцем рама, яркие цветы, белые одежды — не самый обычный способ напугать, а тем более оставить след на психике. Однако в сочетании с кровавыми ритуалами, психоделическим совокуплением и триумфальным сожжением он оказывается весьма эффективным.
Solstice
«Кинопроба» (1999), реж. Такаси Миике
Этот японский фильм за годы своего существования приобрел небольшую, очень синефильскую аудиторию. Он основан на романе Рю Мураками, в котором романтическая история превращается в садистскую игру. Главный герой Аояма решает найти жену и для этого соглашается на уловку знакомого кинопродюсера: он объявит прослушивание фильма, который не собирается снимать, а жених выберет себе невесту из числа претенденток. Аояма выбирает юную Асами. Далее следует сюжет с расчленением, собачьей миской, глубокой акупунктурой и неудачными разговорами о любви — странный романтический гиньоль, который одновременно шокирует и держит вас в напряжении.
Кинопроба
«Забавные игры» (1997), реж. Михаэль Ханеке
«Посмотрите, если осмелитесь». — так гласили плакаты этого австрийского фильма. Режиссер известен, как говорят, своей «холодной» манерой съемки. То есть камера режиссера демонстративно держит дистанцию, даже если перед ней разворачивается жестокое событие (особенно если). В фильме двое ухоженных, добродушных молодых людей в белых перчатках пристают к респектабельной семье, отдыхающей в сельской местности. Дом зажиточной, невинной буржуазии превращается в интерьер безжалостной игры на выживание. Совершенно сознательно режиссер отказывает зрителю в рациональных причинах различных видов насилия, заставляя его осознать свое место перед экраном, свою точку зрения и свое отношение к жестокости.
Развлекательные игры