Творец, человек неунывающий: Андрей Кончаловский отмечает юбилей

20 августа режиссеру Андрею Кончаловскому исполняется 85 лет. Он работал и стал известен не только в России, но и за рубежом. Создатель таких фильмов, как «Белые ночи почтальона Андрея Тряпицына», «Рай», «Дорогие товарищи!», в своей последней работе, документальном фильме «Непобедимый человек», как он сам признается, попытался выяснить, что дает современным людям силы жить.

» — Кончаловский говорит о своем методе работы.

Он родился в Москве в 1937 году в семье писателя Сергея Владимировича Михалкова и поэта и переводчика Натальи Петровны Кончаловской. Он учился игре на фортепиано в Центральной музыкальной школе и Музыкальном училище при Московской консерватории, а затем в Московской государственной консерватории. В 1964 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Его дипломная работа, трогательный короткометражный фильм «Мальчик и голубь», получила награду на Венецианском кинофестивале.

Когда Кончаловский начал работу над своим полнометражным режиссерским дебютом, драмой «Первый учитель», он уже имел опыт работы на большом экране, хотя и в другом качестве: он работал над сценариями фильмов Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев».

Фильм «Первый учитель» был снят по одноименной повести Чингиза Айтматова, сценарий Кончаловский написал в соавторстве с Борисом Добродеевым. Фильм вышел на экраны в 1965 году и мгновенно завоевал славу, а исполнительница главной роли Наталья Аринбасарова получила приз за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале.

Фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (который недавно был переиздан в России к юбилею режиссера) был снят в 1967 году, но на большие экраны вышел ровно 20 лет спустя. Фильм, рассказывающий в стиле документального реализма «о волнениях и страданиях деревни», не прошел советскую цензуру и был положен на полку. Сам Кончаловский называет «Историю Азии…». одна из самых важных его работ и его главная «авантюра»: он решил использовать в фильме непрофессиональных актеров — простых колхозных рабочих.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов Кончаловский решил обратиться к русской классике: сначала он снял «Дворянский дом» по одноименному роману Ивана Тургенева, а затем адаптировал пьесу Антона Чехова «Дядя Ваня». Фильм, который и сегодня выглядит чрезвычайно современным и вызывающим, приносит режиссеру небывалую славу за рубежом, а также награду на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.

И следующий фильм Кончаловского не избежал международного признания и наград. Фильм «Романс о влюбленных» с Евгением Киндиновым и Еленой Кореневой в главных ролях получил Гран-при на кинофестивале в Карловых Варах. Также в 1974 году режиссеру предложили снять фильм о сибирских нефтяниках к очередному съезду КПСС. Режиссер согласился, но доработал идею фильма по-своему — индустриальная тема была отодвинута на второй план, а на первый вышел сам человек и его окружение. Фильм «Сибириада» вышел на экраны в 1979 году и получил специальный приз жюри на Каннском кинофестивале.

В 1980-х годах Андрей Кончаловский работает в США, где снимает драму «Возлюбленные Марии», приключенческий фильм «Поезд-беглец» с Джоном Войтом и Эриком Робертсом, драмы «Дуэт для солиста» и «Стыдливые люди», боевик «Танго и Кэш» с Куртом Расселом и Сильвестром Сталлоне и другие картины.

В 1990-е годы режиссер вернулся в Россию и к теме глухой русской деревни в фильме-параболе «Курочка Ряба»: картина с Инной Хуриковой в главной роли стала своеобразным сиквелом к ленте «История Аси Клычиной, которая любила, да не вышла замуж».  В 2000-х годах Кончаловский снял множество фильмов — драмы, комедии, фантазии, среди которых «Дом сумасшедших», «Глянец», «Щелкунчик и Крысиный король». Однако в 2010-х годах режиссер вернулся к своим излюбленным методам и темам — «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» рассказывает историю обычного деревенского почтальона и проблемы российской глубинки. В поисках главного героя режиссер провел кастинги в нескольких деревнях и в итоге выбрал почтальона Алексея Тряпицына. Остальные актеры фильма также непрофессионалы, за исключением Ирины Ермоловой. Кончаловский получил «Серебряного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале. Картина должна была представлять Россию в оскаровской гонке, но Кончаловский попросил Российский оскаровский комитет снять номинацию. Режиссер часто критиковал Академию кинематографических искусств и наук США за оппортунизм и политизированность и считал свое участие в премии нелогичным решением.

Последующие фильмы Кончаловского попадали на международные кинофестивали и премии, а также на российские — «Рай» получил «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале 2016 года, «Нику» и «Золотого орла» за лучший фильм года; историческая драма «Дорогие товарищи!» о расстреле рабочих во время забастовки в Новочеркасске в 1962 году получила специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля.

Более десяти лет назад в интервью «ПрофиСинема» Андрей Сергеевич сказал, что не снимает фильмы для определенной аудитории: фильмы Кончаловского действительно актуальны, искренни и вневременны, сосредоточены не на событиях, а на человеке, его истории, его боли и радости.  Настоящий мужчина, который никогда не теряет бдительности.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости кино и кинотеатров на  одном сайте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: