Осторожно! После просмотра этих фильмов ужасов у вас обязательно появятся новые страхи.
«Род мужской» – андрофобия
После смерти мужа Харпер решает переехать в приходскую английскую деревню, но ничего не может с собой поделать — почти сразу же женщину начинают преследовать странные мужчины, и, что самое странное, все они выглядят одинаково.
Новый фильм Алекса Гарланда, режиссера фильмов «Из машины» и «Аннигиляция», заглядывает в подсознание Харпер и проливает свет на ее жестокие отношения с супругом. Главная героиня проецирует эти переживания на мужчин с одинаковыми лицами: сексистского домовладельца, эксгибициониста, священника, оправдывающего побои, и агрессивного подростка, который преследует ее. Страх Харпер перед представителями мужского пола (т.е. андрофобия) обусловлен тем, что в браке женщина столкнулась с моральным, а однажды и физическим насилием. В фильме много метафор, намекающих на фобию: яблоня, означающая грехопадение, лабиринтный лес, полный преследователей, маска Мэрилин Монро, которая пережила травму после большинства своих отношений с мужчинами. Фильм «A Man’s Kind» все еще можно посмотреть в кинотеатрах.
Мужской род.
«Ведьма из Блэр» – гилофобия
Сюжет нашумевшего фильма «Ведьма из Блэр» вам наверняка знаком: студенты отправляются в мистический лес для съемок документального фильма и пропадают.
Этот фильм ужасов, снятый в жанре found-footage, редко рассматривается как фильм об иррациональном страхе, и не зря. Люди пугали лес с самой зари времен — судя по мифологии, это жилище древнего духа. Возьмем, к примеру, «Ритуал» с его скандинавским божеством Йотуном. В фильме «Ведьма из Блэр» зло тесно связано с природой и присутствует повсюду — в фигурах из хвороста, шорохах ночи, ветвях деревьев и даже в воздухе. Лес словно наблюдает за вами — так же, как и герои фильма. Ужас основан на страхе перед лесом (т.е. гилофобии) — он заставляет людей придавать этому месту мистическое значение и воспринимать его как нечто, чего на самом деле нет. Если у вас есть такая фобия, «Ведьма из Блэр» произведет на вас сильное впечатление.
Ведьма из Блэр.
«Х» – геронтофобия
Фильм рассказывает о группе молодых людей, которые арендуют ферму в Техасе, чтобы снять независимый фильм для взрослых. Съемки идут по плану, пока пожилая домработница не начинает ревновать к молодым актрисам и по очереди избавляется от «конкуренток».
Фильм «Х» снят в стиле «Техасской резни бензопилой», но в его эстетике можно увидеть влияние фильма Пола Томаса Андерсона «Ночи в стиле буги». Ужасы пропитаны освобождением и свободой, присущими хиппи семидесятых, а герои создают авторское кино для взрослых, следуя заветам французских кинематографистов «новой волны». Естественное освещение, эксперименты с камерой и импровизация органично вплетены в сюжетную линию X. Центральной темой фильма ужасов является страх перед неизбежным процессом старения, или геронтофобия. Режиссер буквально ставит лицом к лицу молодость и старость и на этой основе превращает эротический фильм в кровавый слэшер. Приквел к фильму «X», «Pearl», посвященный предыстории главного героя, выйдет в сентябре.
Х
«Деревня проклятых» – педофобия
Во время кратковременного инопланетного вторжения женщины Мидвича теряют сознание, а спустя несколько недель узнают, что беременны. Родившиеся дети подозрительно похожи друг на друга; они также обладают телепатией и могут подчинять себе волю взрослых.
Фильм «Деревня проклятых», основанный на произведении Мидвича «Кукушки», является представителем поджанра «леденящие душу дети». Это преувеличенная история о страхах взрослых, что ребенок станет боссом, если ему во всем потакать. Однако фильм сложнее, чем кажется. В возрасте четырнадцати лет режиссер Вольф Рилла бежал из нацистской Германии вместе со своей семьей. Он видел, как пропаганда действует на детей, и показал это в фильме через коллективную жестокость мальчиков и девочек из Мидвича. В фильме ужасов также нет недостатка в упоминаниях о педофобии — навязчивом страхе перед детьми, который заставляет человека избегать любых контактов с ними. Однако в «Деревне проклятых» эта фобия сильно преувеличена — дети здесь непредсказуемые пришельцы, и бояться их вполне нормально.
Деревня проклятых
«Куджо» – кинофобия
Основанный на книге Стивена Кинга, фильм рассказывает историю Куджо, огромного сенбернара. Во время охоты собаку кусает бешеная летучая мышь, она становится агрессивной и начинает нападать на людей.
Фильм «Куджо» напоминает те фильмы ужасов, в которых опасные и кровожадные животные являются настоящим кошмаром, как в «Птицах» или «Челюстях». Тесное пространство, в котором происходит основное действие фильма, только усиливает напряжение. Мать и ее маленький сын оказываются в ловушке — они даже не могут открыть дверь обездвиженного автомобиля, так как снаружи их охраняет пес Куджо, который уже убил несколько человек. Встречи с бешеными бродячими собаками происходят в реальной жизни, поэтому фильм вызывает панический страх.
Страх перед собаками — или кинофобия, главная тема фильма «Куджо» — может внезапно поразить любого. Не исключено, что после просмотра фильма вы будете вздрагивать, услышав лай собаки.
Куджо
«Зеркала» – эйсоптрофобия
По сюжету бывший полицейский работает ночным сторожем в сгоревшем универмаге и замечает, что в огромных зеркалах есть что-то жуткое.
Фильм «Зеркала» снял режиссер фильма «У холмов есть глаза» Александр Ажа. Это ремейк корейского фильма ужасов 2003 года «Зазеркалье».
«Зеркала» интересны не только тем, что пугают даже равнодушных хоррор-скептиков, но и тем, что показывают: автор — настоящий знаток жанра. Александр Ажа лаконично добавляет в повествование сцены, заимствованные из культовых фильмов ужасов. Универмаг напоминает чудовищный особняк из «Призрака в доме на холме», эпизод экзорцизма вдохновлен «Экзорцистом», а мрачный финал в стиле «1408» прямо говорит: выхода нет. В основе фильма лежит укоренившаяся патологическая боязнь зеркал, или эйсоптрофобия, как принято считать. У некоторых людей, посмотревших этот фильм ужасов, был диагностирован навязчивый страх перед зеркалами, поэтому хорошо подумайте перед просмотром.
Зеркала