В первой половине 2022 года объем российского рынка безоператорского VoD (OTT) вырос на 29% до 25,6 млрд рублей, говорится в отчете, опубликованном компанией «ТМТ Консалтинг». В аналогичный период прошлого года рост составил 52%; замедление темпов роста связано с уходом с рынка нескольких иностранных игроков — Netflix, Megogo и других.
На рынок также негативно повлияло снижение количества премьер зарубежных сериалов и фильмов, приток пользователей пиратского контента из-за ухода западных игроков, сокращение рекламных расходов видеосервисов и др.
Объем доходов от рекламы в первом полугодии вырос всего на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поступления от платы за пользование составили 23,2 млрд рублей. Реклама принесла онлайн-сервисам 2,4 млрд рублей.
Также в первой половине 2022 года произошла смена лидера среди неоператорских VoD-сервисов: онлайн-кинотеатр IVI, занимавший первое место все предыдущие годы, уступил место Kinopoisk, доходы которого удвоились по сравнению с первой половиной 2021 года. Доходы IVI выросли всего на 9% по сравнению с прошлым годом, причем снижение темпов роста связано с падением доходов от рекламы.
Общая аудитория ОТТ-сервисов в первой половине этого года снизилась до 65 миллионов человек, что на 4 процента меньше, чем в декабре 2021 года. Число домохозяйств, имеющих хотя бы одну подписку на онлайн-кинотеатр, изменилось незначительно и осталось на уровне 11 миллионов.
Еще больший рост наблюдался в операторском сегменте VoD. Выручка в первом полугодии 2022 года выросла на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 7 млрд рублей.
Крупнейшими игроками на операторском рынке VoD являются сервисы Wink и Kion. В 2021 году онлайн-кинотеатр Wink вырос на 47% в годовом исчислении. Рост доходов был обусловлен введением новых типов подписок и добавлением доступа Wink к пакетам услуг мобильной связи Tele2. Доход от сервиса Kion вырос на 123%; производство собственного контента KION на KION Originals стало важным активом.