Параноидальный триллер о скрытом женском страхе.
Наблюдатель (2022)
Наблюдатель
драма, триллер, ужасы
Режиссер: Хлоя Окуно
В главных ролях: Мика Монро, Карл Глусман, Берн Горман, Тудор Петрут, Габриэла Бутук
Начинающая актриса Джули (Мика Монро) отказывается от своих карьерных амбиций ради мужа (Карл Глусман), которому предложили повышение по службе вместе с переездом в Бухарест. Ее новый дом не отличается гостеприимством: языковой барьер затрудняет общение Джули с местными жителями, а ее вечно занятой муж день и ночь на работе. Тоскливое одиночество промышленного городка прерывается внезапным убийством: молодая женщина найдена обезглавленной в своем районе. Примерно в это же время Джули начинает замечать жуткую мужскую тень, наблюдающую за ней из окна дома напротив.
Согласно статистике, значительная часть мужчин, пользующихся приложениями для знакомств, опасается, что на свидании потенциальная партнерша не будет соответствовать фотографиям, представленным в ее профиле. Между тем, девушки, зарегистрированные на Tinder и его аналогах, обычно опасаются, что привлекательный молодой человек из чата окажется гиком. Страх перед мужчинами, инстинктивный и порой совершенно необоснованный, кажется, унаследован женщинами: в детстве нас учат не разговаривать с пожилыми мужчинами на улице, а в юности не принимать напитки от дружелюбных парней в баре. Во взрослой жизни мы боимся любого незнакомца, преследующего нас в темноте — и обычно оказываемся правы. К сожалению, даже самый иррациональный ужас никогда не рождается из ничего. И многочисленные сообщения в прессе — прекрасное тому подтверждение.
Тема вечного бессознательного противостояния между женственностью и мужественностью во многом напоминает «Наблюдателя» и схожа с «Родом мужчин», последним психоделическим откровением Алекса Гарланда. Однако, в отличие от Гарленда, режиссер фильма Хлоя Окуно не углубляется в юнгианство и даже не пытается цитировать священное писание — ведь осмысление объекта познания всегда зависит от уровня развития субъекта. Вместо этого «Наблюдатель» пытается взаимодействовать со зрителем на уровне восприятия. Медленно, но эффективно фильм погружается в параноидальную реальность своего главного героя, который испытывает калейдоскоп симптомов тревоги, от безнадежной апатии до кошмаров. Предупреждение: во время просмотра возможны приступы паники.
Бухарест — это не просто удобное и относительно дешевое место для дебютирующего режиссера. Парадоксально, но, несмотря на довольно низкий уровень преступности, румынская столица, как и многие другие города Восточной Европы, кажется воплощением абсолютного человеческого разложения, как духовного, так и материального: полупустые, серые улицы, мрачные, затопленные туннели, стерильные жилые комплексы — все это сохраняет призрачное клеймо социалистического тоталитаризма, который господствовал в стране в течение многих лет. Чувство навязанного плена невозможно отделить от чувства незащищенности — и в этом отношении ощущение города соотносится с внутренним миром самой Джулии, которая оказывается бессознательно заложницей этого города.
Не потеряться в пучине всеохватывающей паники, когда вы — девушка, идущая ночью одна домой, — довольно сложная задача. Особенно когда в темном переулке видны неясные очертания незнакомого мужского силуэта. К счастью, Окуно не только сталкивается со своими страхами — фигурально и буквально — но и побеждает их.