Дворцовые интриги, любовная история и приключения в костюмах начала 18 века.
Элизабет (телесериал, 2022-…)
Сезон 1, драма, исторический
Режиссер: Дмитрий Иосифов
В главных ролях: Юлия Хлынина, Александр Балуев, Агриппина Стеклова, Алексей Агранович, Виктор Раков
Перед смертью император Петр I (Александр Балуев) ловит свою жену Екатерину (Агриппина Стеклова) на измене и переписывает завещание на любимую младшую дочь. Елизавета (Юлия Хлынина) не готова к власти и ответственности и отказывается от трона. Хитрые придворные Александр Данилович Меншиков (Виктор Раков) и Андрей Иванович Остерман (Алексей Агранович) возводят Екатерину на престол и уговаривают ее дочь стать императрицей. Другой претендент на российскую корону, молодой Петр II (Алексей Онезенко), продвигается князьями Долгоруковыми. Только молодые и смелые пажи Семен Нарышкин (Денис Нурулин), Михаил Воронцов (Никита Григорьев) и Петр Шувалов (Артем Ключников) защищают честь Елизаветы и пытаются завоевать дочь Петра I. Принцесса безоговорочно доверяет своему возлюбленному Александру Батурину (Кирилл Кузнецов), слуге покойного императора, который ведет двойную игру.
Юлия Хлынина в роли Елизаветы на кадре из сериала «Елизавета»
«Елизавета» продолжает исторический сериал о женщинах-правительницах России. Ранее были экранизированы «София», посвященная судьбе Ивана III и Софьи Палеолог, «Грозный», «Годунов» и трилогия «Екатерина» об императрице Екатерине II. «Елизавета» рассказывает о загадочной странице истории — тайном завещании Петра Великого. Кому монарх оставил трон? Существовало ли вообще это завещание?
В сериале реальные события рассматриваются в свободной, приключенческо-романтической манере. Пока принцесса отказывается выходить замуж за герцога Голштинского (Роман Васильев) и влюбляется в Батурина, вокруг будущей наследницы разворачиваются дворцовые интриги. Седовласые и опытные соратники Петра Великого борются за власть и не гнушаются самых радикальных мер. Например, они пытаются отравить нежелательную Елизавету раствором белладонны. Придворные проницательно перестраивают свои ряды, создавая новые коалиции и делая ставки на фаворитов, чтобы одержать верх в борьбе за господство над страной. Интересно, что в «Елизавете» наследники семьи Романовых показаны как пешки в чужой игре. Безграмотная Екатерина охотно прислушивается к добрым советам того или иного Меншикова и Остермана, Елизавета не думает о власти, а мечтает о замужестве, Петр II появляется в кадре лишь на несколько мгновений, но за его спиной стоят Долгоруковы, которые лучше робкого мальчика знают, как управлять Россией. Каждый из серых кардиналов прикрывает свои личные интересы напыщенными речами о судьбе отечества. Но, к счастью, в сериале мысли о будущем страны представлены в ироничном ключе.
Юлия Хлынина в роли Елизаветы на кадре из сериала «Елизавета»
Режиссером всех эпизодов выступил Дмитрий Иосифов, который ранее снял второй и третий сезоны сериала «Екатерина». От «Грозного» или «Годунова» «Елизавета» отличается светлым тоном повествования. Сериал основан на фактах, но отходит от них и отправляется в романтическое путешествие. Беседы почтенных господ в костюмах прерываются макабрическими эпизодами начала XVIII века: Петр I подает жене ужин на голове камергера Виллема Монса (Сергей Дружняк), с которым у Екатерины был роман, а княжну Прасковью Юсупову (Ангелина Поплавская), увлекающуюся химией и медициной, воспитатели называют колдуньей. Лучше не вспоминать о браке по расчету без согласия невесты.
Создатели сериала понимают, что нельзя кормить зрителя только пыльными офисами и старыми костюмами, поэтому большая часть сцен происходит в полевых условиях. Съемки сериала проходили в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где сохранились здания петровской эпохи.
Юлия Хлынина в роли Елизаветы на кадре из сериала «Елизавета»
Все приключенческие эпизоды рассчитаны на трех мальчишек — в мире «Елизаветы» юным храбрецам отведены роли главных героев советских фильмов, таких как «Три мушкетера» или «Гардемарины, вперед». Романтические герои защищают не только честь страны, но и прекрасную даму, Элизабет. Есть еще рыцари на русской земле! Но только в исторических сериалах. К сожалению, авторы быстро сводят Елизавету к архетипу влюбленной девушки. Мысли Цесаревны посвящены исключительно Александру Батурину. Что очень жаль, потому что в первой серии интереснее всего наблюдать за избалованной, вызывающей и не вписывающейся в привычный образ жизни дочерью Питера. Елизавета не боится надеть на бал мужской наряд, быстро скачет на лошади, пропускает уроки французского и хочет все делать по-своему. Возможно, ближе к концу сезона мятежная царевна вернется на экраны.
«Елизавета» соответствует стандартам российских исторических сериалов: пышные костюмы, множество достойных отечественных актеров, громкие имена персонажей и полное отсутствие связи с современностью. Сериал Дмитрия Иосифова — это чистый приключенческий эскапизм, лишенный какого-либо идеологического подтекста. Вряд ли он заинтересует новых зрителей, которые раньше не смотрели костюмную сагу по телевизору. Для любителей жанра «Елизавета» станет рекомендуемым вечерним развлечением, а рядового зрителя может подтолкнуть к изучению эпохи Петра Великого. История России — интересная и противоречивая наука, поэтому возможности для будущих проектов огромны.