Что не так с Джерардом Батлером? Как многообещающий актёр зарыл талант в дешёвых боевиках

Спуск во второстепенное кино: драматические роли и статус начинающего артиста, кажется, больше не принадлежат Батлеру.

Законодатель новой мужественности — на весь Голливуд и Интернет

За последние два десятилетия Джерард Батлер усердно работал над своей актерской игрой — его обожают как голос новой мужественности и как исполнителя, который впрыскивает тестостерон в свои актерские мышцы. Хотя шотландец уже дебютировал в 1997 году, появившись в исторической драме «Миссис Браун» (и во многих других местах — Джерард часто играл роли второго плана в 1990-х годах), боевое крещение Батлера произошло в 2007 году, в эпопее «300 спартанцев». Изображение царя Леонида, бросающего вызов Персидской империи и армии Ксеркса, стало культовым: Батлер одной ногой отправил вражеского посла на землю и оглушительно проревел «это Спарта!», став при этом звездой — как в Голливуде, так и в медиасфере (мемы о Спарте покрыли, кажется, все интернет-пространство). 


Что не так с Джерардом Батлером? Как перспективный актер похоронил свой талант в дешевом боевике

Джерард Батлер в роли царя Леонида на кадре из фильма «300 спартанцев»

Благодаря своей агрессивной мужественности и неоспоримой брутальности, Батлер быстро стал продуктом определенного отпечатка. Сегодня роль Батлера легко описать с помощью термина, который в то время еще не вошел в обиход — «токсичная мужественность». Он был отстраненным мачо с завидным аполлоновским телом (все два часа «Спартанца» и роман «Голая правда»), проявлял нетерпимость к геям (взрывной эпизод с Томом Харди в «Рок-н-ролле»), более того, боролся с коррумпированной системой правосудия (мститель в «Хорошем гражданине»), издеваясь над прокурорами и судьями. Его актерские выступления, конечно, быстро были встречены неблагоприятным приемом и нашли массовую аудиторию — в интернете и интернет-виральности. В Фермопильском ущелье он изрубил персидские войска, там же геройски погиб, а в «Непокорном гражданине» поразил хладнокровным планом (не зря главный герой — первоклассный инженер): месть за убийство своей семьи и вызов правоохранительным органам, как отмечали критики, превратили главного героя в Ганнибала Лектера напополам с Джоном Крамером. Хотя «Непокорного гражданина» в свое время ругали (парадоксальный контраст между низким рейтингом и всеобщим обожанием фильма), Батлер, тем не менее, считался серьезным актером — драматическим, временами способным убедительно выразить горе и печаль. А потом — съесть стейк и выслушать всю Филадельфию, сидя в тюремной камере.

Что не так с Джерардом Батлером? Как перспективный актер похоронил свой талант в дешевом боевике

Джерард Батлер на кадре из фильма «Призрак оперы»

Очевидно, что Батлер умел быть разносторонним, сколько бы критики ни убеждали нас в обратном. Он свободно варьировал и расширял эмоциональный диапазон: в «Призраке оперы» он предстал в неочевидном образе отшельника, которому не чужды печаль и ревность (к тому же Батлер тоже неплох), он гибко переходил к сентиментальным ролям — а именно к наивной, но показательной мелодраме «PS Я люблю тебя», где Батлер получил статус образцового мужа. А в фильме «Machine Gun Preacher» шотландец искал не самые очевидные способы достижения мирных целей в Уганде. Он не только боролся с бандитами, но и помогал бездомным детям найти приют. Не будем забывать, что в новое тысячелетие Батлер вступил в ипостаси, которую сегодня скорее никто не пробует, — графа Дракулы («Дракула 2000»).


Падение с актерского олимпа


За последние несколько лет Батлер значительно сузил галерею своих актерских масок, для чего, конечно же, ему удалось встать в один ряд с Джейсоном Стэтхемом, Лиамом Нисоном и Дензелом Вашингтоном — трио режиссеров боевиков, которые видят свое призвание в жанровых фильмах с чередованием стрельбы и взрывов. Антуан Фукуа начал с «Падения Олимпа», наполненного ураганами боевика, в котором Джерард Батлер спасает президента из лап северокорейцев, захвативших Белый дом (что само по себе является комедией в стиле слэшер). Образ флегматичного агента Секретной службы заставил критиков и зрителей сделать логичное сравнение: Батлера выращивают для того, чтобы он стал новым «крутым парнем», который мог бы взять на себя боевые суперспособности Уиллиса, включая спасение страны от очередного захватчика. Но в исполнении Майка Бэннинга в роли Батлера не хватало той наглости и самоуничижения, которые были у Джона МакКлейна. «Падение Олимпа» ограничило творческую свободу актера, но развязало ему руки — он бродил по кабинетам Белого дома, качался в Овальном кабинете и работал над своими щеками.

Что не так с Джерардом Батлером? Как перспективный актер похоронил свой талант в дешевом боевике

Джерард Батлер в роли Майка Бэннинга на кадре из фильма «Падение Олимпа»

Батлер не остановился на этом. Его миссия военного спасителя и разоблачителя мировых заговоров продолжилась в «Падении Лондона», а затем в «Падении ангела». Боевой арсенал, упорство и остроумие были главным оружием Батлера, когда он проходил реорганизацию: от драмы к чистому мачизму. И, как отмечают критики, он придал глубину брутальному образу спасителя 1990-х. В целом, сейчас он не драматический актер, а пустой сосуд. После весьма карикатурного Сета в «Богах Египта» (но в каких доспехах и в какой физической форме!), скользкого детектива, превратившегося в вора, выслеживающего грабителей в «Охоте на вора» и хладнокровного убийцы в «Хорошем полицейском, плохом полицейском» Джо Карнахана, кажется, Батлера окончательно вычеркнули из лиги серьезных исполнителей — поклонники, вероятно, готовы терпеть фильмы с именем Джерарда в титрах где-нибудь на сервисах VOD.

Куда уходит Батлер…

Сейчас актер находится во власти фильмов-катастроф, в которых шотландец является непременным героем (это можно растянуть от «Хантер Киллера» до «Гренландии»). Перестрелки, драки, бравада — все это вшито в рамки второстепенных трюков Батлера, и, похоже, новая звезда экшн-кино не намерена менять условия своего творческого существования. Извращенная ирония усугубляется тем, что в «Копе» Карнахан как бы повторяет отрывок из «Законопослушного гражданина», но сильно упрощает персонажа — главный герой также оказывается в тюрьме с определенной целью и даже оттуда умудряется угрожать своему оппоненту. Критики Батлера все чаще выдвигают обвинения, которые казались менее обоснованными в начале 2010 года — одномерность его экранных персонажей, погребение его таланта под эгидой совершенно напрасного жанра (даже самые ленивые говорят о смерти боевиков). А свежий триллер «Пропавший» уже успел набрать отрицательные отзывы — на этот раз не без хулы в адрес Батлера, который на шестом десятке лет жизни принял бразды правления от Лиама Нисона.

Увидим ли мы когда-нибудь актерский ренессанс? В этом есть большие сомнения, потому что с годами, как показывают примеры кинопортфолио актеров, им становится все труднее выходить из своей весьма странной зоны комфорта. Батлер, кажется, наконец-то нашел свое.

Что не так с Джерардом Батлером? Как перспективный актер потерял свой талант в дешевом боевике

Джерард Батлер в роли Клайда Шелтона на кадре из фильма «Законопослушный гражданин»

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости кино и кинотеатров на  одном сайте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: